Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Голсуорси Джон

Голсуорси (далее Г) (Galsworthy) Джон (14.8.1867, Лондон, - 31.1.1933, там же), английский писатель. Сын юриста. Закончил Оксфордский университет. Литературную деятельность начал как неоромантик (сб. "Четыре ветра", 1897; романы "Джослин", 1898, "Вилла Рубейн", 1900). Роман Г. "Остров фарисеев" (1904) положил начало серии социально-бытовых романов: "Усадьба" (1907), "Братство" (1909), "Патриций" (1911), "Фриленды" (1915). В романе "Темный цветок" (1913) тонко раскрыты интимные переживания. Одновременно Г. создал пьесы с острыми социальными конфликтами: "Серебряная коробка" (1906, изд. 1909), "Борьба" (1909), "Справедливость" (1910) и др. Позднее у Г. возникает идея создания цикла о судьбах одной буржуазной семьи - Форсайтов. Зародышем цикла стала новелла "Спасение Форсайта" (1901), за которой последовал роман "Собственник" (1906) - реалистичная картина буржуазных нравов так называемого викторианского периода. Критика буржуазных семейных отношений перерастает здесь в обличение всего собственнического мира. За новеллой "Последнее лето Форсайта" (1918) Г. пишет романы "В петле" (1920) и "Сдается внаем" (1921), составившие вместе с "Собственником" и новеллой "Пробуждение" (1920) трилогию "Сага о Форсайтах" (1922). Затем рождается вторая трилогия о Форсайтах - "Современная комедия", состоящая из романов "Белая обезьяна" (1924), "Серебряная ложка" (1926), "Лебединая песнь" (1928) и новелл "Идиллии" (1927) и "Встречи" (1927). К этому циклу примыкает сборник рассказов "На форсайтской бирже" (1930). Отдельные члены этой семьи появляются и в третьей трилогии Г. "Конец главы", состоящей из романов "Девушка-друг" (1931), "Цветущая пустыня" (1932) и "Через реку" (1933). После 1-й мировой войны 1914-18 Г. написал несколько драм, в том числе "Мертвая хватка" (1920) и "Верность" (1922). Хотя позиция Г. ограничена его верой в незыблемость буржуазного строя, верность реализму привела к тому, что созданная им панорама правильно отразила постепенный упадок английской буржуазии. Но если в довоенный период в сочинениях Г. подвергался критике главным образом хищнический эгоизм Форсайтов, то после войны писатель особенно отмечает утрату молодым поколением буржуазии твердых нравственных устоев и неумение понять действительность. На формирование его художественного метода решающее влияние оказали Ч. Диккенс и У. Теккерей, Г. Мопассан, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой; в драме - Г. Ибсен и Г. Гауптман. Выступая и как публицист, Г. выражал гуманистические взгляды, а в своих критических статьях развивал принципы реализма ("Гостиница спокойствия", "Канделябра"). Нобелевская премия (1932).

  Соч.: Works, v. 1-30, L., 1923-36; Letters. 1900-1932, ed. by E. Garnett, L., 1934: в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-12, Л., 1929; Собр. соч., т. 1-16, М., 1962; Сага о Форсайтах, т. 1-2, М., 1956: Новеллы, М., 1957; Драмы и комедии, М., 1956.

  Лит.: История английской литературы, т. 3, М., 1958: Аникст А. А., История английской литературы, М., 1956; Дьяконова Н. Я., Джон Г. 1867-1933, Л. - М., 1960; Воропанова М. И., Джон Г, Красноярск, 1968; Джон Г. Биобиблиографич. указатель, сост. И. М. Левидова, М., 1958; Marrot Н., The life and letters of John Galsworthy, L., 1935: его же, A bibliography of the works of John Galsworthy, L., 1928; Sauter R., Galsworthy, the man. An intimate portrait, L., 1967.

  Ю. И. Кагарлицкий.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 26.04.2024 02:48:26