Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Глухонемота

Глухонемота (далее Г), врожденная или возникшая в раннем детстве глухота и обусловленное ею отсутствие речи. Нормально слышащий ребенок овладевает речью, подражая речи окружающих на основе ее слухового восприятия. Если ребенок рождается глухим или лишается слуха в доречевом периоде (до 1 года), самостоятельное овладение речью становится невозможным. Нередко и при более позднем возникновении глухоты (в возрасте 2-3, а иногда даже 4-5 лет) речь, уже развившаяся, но недостаточно упрочившаяся, теряется, если своевременно не принимаются меры для ее сохранения и развития. В речевом аппарате глухонемых каких-либо изменений, препятствующих образованию звуков речи, не происходит. Лечение при Г малоэффективно. Наиболее эффективны меры, направленные на предупреждение и устранение причин, вызывающих врожденную глухоту и развитие глухоты в раннем детском возрасте. Широко проводимые в СССР профилактические мероприятия значительно снизили количество глухонемых, достигавшее в дореволюционной России 0,1% к общему числу населения. Преодоление последствий Г достигается специальным обучением и воспитанием. Глухонемые, не обученные словесной речи, пользуются для общения мимикой и жестами. Однако мимико-жестикуляторная речь располагает весьма ограниченными средствами и не может полностью заменить словесную. Поэтому важнейшим способом компенсации Г является формирование у глухонемых обычной словесной речи в устной и письменной форме. В царской России обучение глухонемых было делом частной предприимчивости и благотворительности. Во всей стране было лишь несколько специальных школ, в которых обучалось всего 6-7% глухонемых детей. В СССР закон о всеобщем обязательном обучении распространяется и на глухонемых детей. Создана сеть специальных школ и дошкольных учреждений, входящих в общую систему народного образования. В школах глухонемые получают общеобразовательную подготовку в объеме восьмилетней школы. Особое место в системе обучения глухонемых детей занимает формирование у них словесной речи, где существенную часть составляет выработка внятного произношения; при этом используют зрительное, тактильно-вибрационное и кинестетические восприятия, а также имеющиеся у многих глухонемых небольшие остатки слуха. В процессе специального обучения имеющийся у глухонемых детей вторичный дефект (немота) преодолевается, и ребенок, оставаясь глухим, постепенно становится говорящим, а не немым (в связи с этим изменилось и название школы глухонемых - школа глухих).

  Наряду с общеобразовательной подготовкой учащиеся школ глухих получают профессионально-трудовую подготовку; окончившие школу могут продолжить свое образование в техникумах или, работая на производстве, закончить среднее образование в заочной либо вечерней (сменной) школе и поступить в ВУЗ. Глухонемые пользуются в СССР всеми гражданскими правами наравне со слышащими. Во всех союзных республиках работают общества глухих.

  Лит.: Дьячков А. И., Воспитание и обучение глухонемых детей, М., 1957; Нейман Л. В., Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей, М., 1961; Pay Ф. Ф., Нейман Л. В., Бельтюков В. И., Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся, М., 1961.

  Л. В. Нейман.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 01:32:13