Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Гипоидная передача

Гипоидная передача (далее Г) (сокращенное от гиперболоидная), особый вид винтовой зубчатой передачи, осуществляемой коническими колесами со скрещивающимися осями. В Г ось малого зубчатого колеса (шестерни) смещена относительно оси большого зубчатого колеса. При передаточном числе i =1—2,5 смещение Е £ (0,33—0,23) Dk, где Dk — диаметр колеса (рис.), при i > 2,5 смещение E £ 0,20 Dk. Колеса Г могут иметь косые, или криволинейные, зубья; угол скрещивания осей обычно равен 90°. Передаточное число большинства Г не превышает 10, однако в некоторых случаях достигает 30 и более. Нагрузочная способность Г по сравнению с др. передачами со скрещивающимися осями выше благодаря линейному контакту зубьев и увеличению числа пар зубьев, находящихся в зацеплении. В Г обеспечивается хорошее притирание сопряженных поверхностей; этим объясняется плавная и бесшумная работа передачи. При тех же Dk и i шестерня Г имеет больший размер, чем обычная коническая; это позволяет увеличить диаметр вала шестерни и т. о. сделать его более жестким, применить подшипники большего размера, т. е. повысить их долговечность.

  Недостатком Г является повышенная опасность заедания, обусловленная скольжением вдоль линий контакта зубьев. Это явление сопровождается снижением несущей способности масляного клина. Опасность заедания устраняется применением противозадирной смазки (гипоидного масла) и термической обработкой зубьев, обеспечивающей высокую твердость их поверхности.

  Г применяют в приводах ведущих колес автомобилей и тракторов, в тепловозах, в текстильных машинах для передачи вращения от одного вала многим десяткам веретен, в станках для обеспечения высокой точности при большом передаточном числе, в прецизионных станках вместо червячных передач.

  Лит.: Проектирование зубчатых, конических и гипоидных передач, пер. с англ., М., 1963; Решетов Д. Н., Детали машин, 2 изд., М., 1964.

  А. А. Пархоменко.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 02:08:46