|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Гимназия | Гимназия (далее Г), среднее общеобразовательное учебное заведение. Термин "Г" заимствован из Древних Афин (см. Гимнасий). Впервые Г была названа средняя школа, открытая в Страсбурге в 1538. В 16-18 вв. Г стали возникать во многих городах В 19 в. Г назывались средние школы для мальчиков в Австро-Венгрии, Болгарии, Голландии, Греции, Дании, Сербии и немецких кантонах Швейцарии.
С развитием капитализма в различных странах возникла потребность в появлении таких учебных заведений, в которых учащиеся получали бы практически полезные знания; усилился протест против классицизма Г В результате возникли реальные училища, а затем в середине 19 в. наряду с классической Г - реальные, без преподавания греческого языка. В классической Г в конце 19 - начале 20 вв. преподаванию древних языков стало уделяться меньше внимания, но эти Г оставались господствующим типом среднего учебного заведения.
В России первые Г были созданы в Петербурге -Академическая гимназия (в 1726), в Москве - при университете (в 1755) и в Казани (в 1758), но они не имели единого учебного плана. Особое значение для истории Г имел введенный в 1804 "Устав учебных заведений, подведомственных университетам", согласно которому в Г принималась молодежь по окончании уездных училищ без экзаменов, независимо от сословия. Г имела 4-летний курс обучения. По Уставу 1828 вновь были введены сословные ограничения: Г предназначались для детей дворян и чиновников: из учебного плана были исключены философия, политэкономия, право как "вольнодумные науки", введены греческий язык, закон божий; установлена казарменная дисциплина, широко применялись телесные наказания; усилился шпионаж за учащимися и т.д. В 1852 были утверждены 3 типа Г: 1) с естественной историей и законоведением с 5-го класса, в зависимости от подготовки к университету или к службе с добавлением для первых латинского языка; 2) с законоведением (для готовящихся к службе); 3) с латинским и греческим языками в большем объеме.
"Устав гимназий и прогимназий" 1864 установил следующие типы Г: 1) классические Г с греческим и латинским языками, с незначительным количеством часов на естествознание и физику; 2) классические Г с латинским языком; 3) реальная Г без древних языков, с естествознанием и физикой в большем объеме. Были учреждены также прогимназии. В 60-х гг. возникают женские гимназии.
В 60-е гг. 19 в., в условиях подъема общественно-педагогического движения, борьба вокруг Г приняла острый характер. Резко выступали против "классического кошмара", формального характера гимназического образования революционные демократы, хотя они и признавали положительное значение подлинного гуманизма и классицизма. Они требовали, чтобы Г давала такие знания, которые имели бы практическое значение и были бы нужны в первую очередь для развития русской культуры и экономики. Кажущуюся связь между понятиями "классицизм" и "гуманизм" разоблачал К. Д. Ушинский. Он считал, что классицизм в том виде, в каком он существует в русской Г, противоречит подлинному гуманизму, что нет никаких оснований преувеличивать значение древних языков в истории человеческой культуры и в развитии мышления учащихся. В 1871 был принят "Устав гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения", по которому единственным типом Г признавалась 7-классная классическая Г с 8-летним курсом обучения (7-й класс делился на 2 года) и с преподаванием латинского и греческого языков (на них отводился 41% учебного времени).
В конце 19 и начале 20 вв. под влиянием усилившегося в России общественного движения и дальнейшего развития промышленности министерство просвещения предпринимало ряд попыток перестроить классическую Г, приспособить ее к требованиям жизни. В 1914 был принят новый учебный план Г, который свидетельствовал о значительном ослаблении классицизма, формализма и усилении реальных знаний.
Окончившие Г с и медалями принимались в университет в первую очередь и без экзаменов, остальные также без экзаменов, но по конкурсу аттестатов. На 1 января 1913 в России было 434 Г и прогимназии с 142935 учащимися. После Октябрьской революции Г как тип учебного заведения была ликвидирована. См. также ст. Классическое образование.
Лит.: Алешинцев И. А., История гимназического образования в России (XVIII и XIX в.), СПБ, 1912; Ганелин Ш. И., Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в., 2 изд., М., 1954; Смирнов В. З., Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в., М., 1954; Das Schulwesen sozialistischer Länder in Europa, ., 1962.
Ш. И. Ганелин. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 22:03:00
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|