Большая Советская Энциклопедия.




Версия для мобильных телефонов на wap.oval.ru


Реклама


Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Гимназия

Гимназия (далее Г), среднее общеобразовательное учебное заведение. Термин "Г" заимствован из Древних Афин (см. Гимнасий). Впервые Г была названа средняя школа, открытая в Страсбурге в 1538. В 16-18 вв. Г стали возникать во многих городах В 19 в. Г назывались средние школы для мальчиков в Австро-Венгрии, Болгарии, Голландии, Греции, Дании, Сербии и немецких кантонах Швейцарии.

  С развитием капитализма в различных странах возникла потребность в появлении таких учебных заведений, в которых учащиеся получали бы практически полезные знания; усилился протест против классицизма Г В результате возникли реальные училища, а затем в середине 19 в. наряду с классической Г - реальные, без преподавания греческого языка. В классической Г в конце 19 - начале 20 вв. преподаванию древних языков стало уделяться меньше внимания, но эти Г оставались господствующим типом среднего учебного заведения.

  В России первые Г были созданы в Петербурге -Академическая гимназия (в 1726), в Москве - при университете (в 1755) и в Казани (в 1758), но они не имели единого учебного плана. Особое значение для истории Г имел введенный в 1804 "Устав учебных заведений, подведомственных университетам", согласно которому в Г принималась молодежь по окончании уездных училищ без экзаменов, независимо от сословия. Г имела 4-летний курс обучения. По Уставу 1828 вновь были введены сословные ограничения: Г предназначались для детей дворян и чиновников: из учебного плана были исключены философия, политэкономия, право как "вольнодумные науки", введены греческий язык, закон божий; установлена казарменная дисциплина, широко применялись телесные наказания; усилился шпионаж за учащимися и т.д. В 1852 были утверждены 3 типа Г: 1) с естественной историей и законоведением с 5-го класса, в зависимости от подготовки к университету или к службе с добавлением для первых латинского языка; 2) с законоведением (для готовящихся к службе); 3) с латинским и греческим языками в большем объеме.

  "Устав гимназий и прогимназий" 1864 установил следующие типы Г: 1) классические Г с греческим и латинским языками, с незначительным количеством часов на естествознание и физику; 2) классические Г с латинским языком; 3) реальная Г без древних языков, с естествознанием и физикой в большем объеме. Были учреждены также прогимназии. В 60-х гг. возникают женские гимназии.

  В 60-е гг. 19 в., в условиях подъема общественно-педагогического движения, борьба вокруг Г приняла острый характер. Резко выступали против "классического кошмара", формального характера гимназического образования революционные демократы, хотя они и признавали положительное значение подлинного гуманизма и классицизма. Они требовали, чтобы Г давала такие знания, которые имели бы практическое значение и были бы нужны в первую очередь для развития русской культуры и экономики. Кажущуюся связь между понятиями "классицизм" и "гуманизм" разоблачал К. Д. Ушинский. Он считал, что классицизм в том виде, в каком он существует в русской Г, противоречит подлинному гуманизму, что нет никаких оснований преувеличивать значение древних языков в истории человеческой культуры и в развитии мышления учащихся. В 1871 был принят "Устав гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения", по которому единственным типом Г признавалась 7-классная классическая Г с 8-летним курсом обучения (7-й класс делился на 2 года) и с преподаванием латинского и греческого языков (на них отводился 41% учебного времени).

  В конце 19 и начале 20 вв. под влиянием усилившегося в России общественного движения и дальнейшего развития промышленности министерство просвещения предпринимало ряд попыток перестроить классическую Г, приспособить ее к требованиям жизни. В 1914 был принят новый учебный план Г, который свидетельствовал о значительном ослаблении классицизма, формализма и усилении реальных знаний.

  Окончившие Г с и медалями принимались в университет в первую очередь и без экзаменов, остальные также без экзаменов, но по конкурсу аттестатов. На 1 января 1913 в России было 434 Г и прогимназии с 142935 учащимися. После Октябрьской революции Г как тип учебного заведения была ликвидирована. См. также ст. Классическое образование.

  Лит.: Алешинцев И. А., История гимназического образования в России (XVIII и XIX в.), СПБ, 1912; Ганелин Ш. И., Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в., 2 изд., М., 1954; Смирнов В. З., Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в., М., 1954; Das Schulwesen sozialistischer Länder in Europa, ., 1962.

  Ш. И. Ганелин.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.08.2014 07:32:42

06:49 На Урале создателя финансовой пирамиды будут судить за хищение 1 млрд руб. у вкладчиков
06:05 В Ираке при нападении на суннитскую мечеть погибли 65 человек
05:38 Мадуро надеется, что продажа продуктов по отпечаткам пальцев избавит Венесуэлу от контрабанды
05:17 В США найдено в горах тело пропавшего российского студента
04:56 Обама и Меркель считают российскую гуманитарную колонну на Украине провокацией
04:33 У побережья Ливии при крушении судна пропали 170 мигрантов
04:09 Глава ОБСЕ: Помощь России должна полностью учитывать суверенитет Украины
03:01 В ЕС обвинили в убийстве литовского дипломата незаконные формирования на Украине
02:50 Чуркин сравнил дискуссию в СБ ООН по Украине с «королевством кривых зеркал»
02:23 Убийце Джона Леннона в восьмой раз отказали в освобождении
все новости