Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Гидравлический транспорт

Гидравлический транспорт (далее Г), способ перемещения твердых материалов потоком воды. Г применяется при гидромеханизации земляных и горных работ, возведении земляных сооружений (плотин, дамб и др.), для удаления шлаков и золы из крупных котельных, для транспортировки полезных ископаемых и удаления отходов их обогащения, для перемещения различных материалов (щепы и бумажной массы, сырья и спиртовых заводов и т.д.).

  Г подразделяется на безнапорный и напорный. При безнапорном Г гидросмесь, перемещаясь по наклонным желобам (лоткам) и частично заполненным трубам, имеет свободную поверхность, на которой давление равно атмосферному; при напорном Г гидросмесь в трубопроводах находится под избыточным давлением. Это давление создается насосами (например, буровой насос, углесос и др.). Иногда для Г достаточно давления, возникающего из-за разности отметок начала и конца трубопровода (например, при транспортировке породы в шахту для закладки выработанного пространства). Г осуществляется только при скоростях движения гидросмеси не менее некоторой минимальной величины, называемой критической. В зависимости от плотности и размера транспортируемых частиц, концентрации гидросмеси и диаметра трубопровода величина критической скорости изменяется от 1,5—2 до 4—5 м/сек. При этих скоростях мелкие и легкие частицы транспортируются во взвешенном состоянии, средние — прерывистым взвешиванием, а наиболее крупные и тяжелые — волочением и качением по нижней стенке трубопровода. Только для высококонцентрированных гидросмесей из мельчайших частиц глины, мела, торфа, угля и т.п. Г осуществляется даже при весьма малых скоростях. Такие гидросмеси, подобно коллоидам, обладают особыми свойствами: частицы в них удерживаются во взвешенном состоянии даже в состоянии покоя. Напорный Г позволяет перемещать грузы на большие расстояния (например, в США этим способом транспортируется на 173 км, руда — на 115 км).

  Расчет Г обычно сводится к определению диаметра трубопровода (по заданной производительности и величине критической скорости), концентрации твердого в гидросмеси и гидравлических сопротивлений. Гидравлические сопротивления и гидроабразивный износ трубопровода резко снижаются при уменьшении размера транспортируемых частиц менее 1—3 мм, поэтому область применения Г на значительные расстояния обычно ограничивается частицами этого размера.

  Достоинства Г — высокая производительность, возможность транспортирования на большие расстояния и полной автоматизации, невысокие эксплуатационные расходы, возможность совмещения транспортирования с др. технологическими процессами (гидравлическим разрушением, обогащением и промывкой материала). К недостаткам Г относятся значительный расход воды и электроэнергии, износ трубопроводов и насосов при транспортировке абразивных материалов, а в ряде случаев — измельчение и размокание транспортируемых материалов и необходимость их последующего обезвоживания.

  Лит.: Нурок Г. А., Технология и проектирование гидромеханизации горных работ, М., 1965.

  В. В. Трайнис.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 14:40:13