|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Аланы | Аланы (далее А) (лат. Alani), самоназвание ироны, в византийских источниках — аланы, по-грузински осы, по-русски ясы, многочисленные ираноязычные племена, которые выделились в последнем веке дон. э. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья и поселились в 1 в. н. э. (по сведениям римских и византийских писателей) в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали опустошительные походы на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию. Основа хозяйства А этого времени — скотоводство. В 372 А были разбиты гуннами. Часть А вместе с гуннами участвовала в Великом переселении народов и через Испанию достигла Северной Африки. Другая часть А отошла в предгорья Кавказа. В Центральном Предкавказье сложилось объединение аланских и местных кавказских племен, возглавленное А и в письменных источниках получившее название Алании. Происходит процесс оседания кочевников-А и переход их к земледельческо-скотоводческому хозяйству. В 8—9 вв. зарождаются феодальные отношения у А, временно вошедших в состав Хазарского каганата. На рубеже 9—10 вв. у А возникает раннефеодальной государство; в 10 в. А играют значительную роль во внешних связях Хазарии с Византией. Из Византии в Аланию проникает христианство. Развитие производительных сил, торговли приводит к зарождению феодальных городов, остатками которых являются городища: Нижне-Архызское на р. Б. Зеленчук, Верхне- и Нижне-Джудатские на р. Терек, Ахалкалинское на р. Сунже и др. О богатой аланской культуре дают представления знаменитые катакомбные могильники и городища на Северном Донце (Салтово-Маяцкая культура) и Северном Кавказе. Распространены наземные гробницы, дольмено-образные склепы (в верховьях Кубани), наземные каменные склепы с ложными сводами, катакомбы, обычно состоявшие из дромоса и эллипсовидной камеры. Некоторые поселения А были ограждены стенами, сложенными насухо из каменных тесаных плит, на которые наносились резные геометрические орнаменты, иногда схематические изображения животных и людей. Прикладное искусство А в 4—5 вв. представлено главным образом ювелирными изделиями из и с полудрагоценными, преимущественно красными, камнями или стеклом (т. н. полихромный стиль); позднее появились подвески и др. украшения, отделанные птичьими головками. В 7—9 вв. распространяются литые антропоморфные изображения, фигурки всадников, штампованные бронзовые бляшки с растительным и геометрическим узором, украшавшие одежду и конский убор. О наивысшем расцвете искусства А (10—12 вв.) свидетельствуют предметы из Змейского могильника (Северная Осетия): орнаментированные золоченые бляхи, складни-амулеты, туалетные принадлежности, одежда, ножны сабель, уникальный золоченый конский начельник в виде женской полуфигуры, фрагменты кожаной попоны с вышитыми павлинами и плетенкой. В 10—12 вв. у А зародилась письменность, был создан героический Нартский (нартовский) эпос.
Тяжелый удар А был нанесен монголо-татарами, окончательно захватившими в 1238—39 равнины Предкавказья. Уцелевшая часть А ушла в горы Центрального Кавказа и в Закавказье (Южная Осетия), где ассимилировалась с местным кавказским населением. С 14 в. среди А стал распространяться ислам. Прямыми потомками А являются современные ираноязычные осетины. Определенную роль А сыграли в этногенезе и культуре и др. народов Северного Кавказа.
Лит.: Ванеев 3. Н., Средневековая Алания, Сталинири, 1959: Кузнецов В. А, Аланские племена Северного Кавказа, М., 1962; Плетнева С. А, От кочевий к городам, М., 1967; Происхождение осетинского народа. Материалы научной сессии, посвященной проблеме этногенеза осетин, Орджоникидзе, 1967.
В. А Кузнецов.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 06.11.2024 03:35:06
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|