|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Ге Николай Николаевич | Ге (далее Г) Николай Николаевич (15(27).2.1831, Воронеж, - 1(13).6.1894, хутор Ивановский, ныне им. Т. Г. Шевченко Черниговской обл.), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1850-57) у П. В. Басина. Пенсионер АХ в Италии (1857-63). В 1857-59 работал в Риме, в 1860-69 во Флоренции. Жил в Петербурге (с 1870) и на хуторе в Черниговской губернии (с 1876). В ранний период испытал влияние К. П. Брюллова и А. А. Иванова. Уже в 1860-е гг. творчество Г отличается новизной трактовки традиционных для академического искусства евангельских тем, драматической взволнованностью, смелой постановкой моральных проблем ("Тайная вечеря", 1863, Русский музей, Ленинград; "Вестники воскресения", 1867, Третьяковская галерея). Возвратившись из Италии, Г сближается с передовыми художниками (член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок). В поисках темы большого гражданственного звучания Г обращается к исторической живописи. В картине "Петр допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" (1871, Третьяковская галерея) Г раскрывает столкновение двух противоборствующих исторических сил, правдиво передает движение чувств, внутреннюю жизнь действующих лиц. С начала 1880-х гг. Г возвращается к евангельским темам; наполняя цикл картин о страданиях Христа религиозно-этическими идеями, во многом близкими взглядам Л. Н. Толстого, Г обращается к современному обществу с утопической проповедью духовного протеста против зла, провозглашает величие жертвы во имя идеи ("Что есть истина?", 1890, и "Голгофа", 1893, обе - в Третьяковской галерее). В этих отмеченных глубоким драматизмом картинах, исполненных в широкой экспрессивной манере, с резкими контрастами света и тени, значительную роль играет изображение духовных и физических страданий человека ("Распятие", 1892, 1894). Для портретов, исполненных Г, характерны большая простота и строгость цветовых и композиционных решений, стремление передать богатство и сложность духовной жизни человека (портреты А. И. Грцена, 1867, и Л. Н. Толстого, 1884, - оба в Третьяковской галерее).
Соч.: Жизнь художника 60-х годов, "Северный вестник", 1893, кн. 3; Л. Н. Толстой и Н. Н. Г. Переписка, М. - Л., 1930.
Лит.: Альбом художественных произведений Н. Н. Г, М. - СПБ, 1903; Стасов В. В., Н. Н. Г..., М., 1904; История русского искусства, т. 9, кн. 1, М., 1965, с. 217-59; Зограф Н., Н. Н. Г, (Л., 1968); Н. Н. Г. 1831-1894. Выставка произведений. Каталог, (М., 1969).
"“Что есть истина?” Христос и Пилат". 1890. Третьяковская галерея. Москва.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 25.12.2024 10:21:07
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|