Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Гениальность

Гениальность (далее Г), наивысшая степень проявления творческих сил человека. Термин "Г" употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности. Предполагая врожденную способность к продуктивной деятельности в той или иной области, гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Деятельность гения реализуется в определенном историческом контексте жизни человеческого общества, из которой гений черпает материал для своего творчества.

  В психологии творчества Г изучается под углом зрения индивидуальных особенностей личности (ее психического склада, способностей и т.д.), а также разнообразных факторов, влияющих на творчество. С психологической точки зрения гений не может рассматриваться как особый тип личности. Разнообразные попытки выделить какие-либо общие психологические или психопатологические черты Г оказались неудовлетворительными: гениальные люди обнаруживают значительные индивидуальные различия с точки зрения одаренности, характера, культуры, интересов, навыков и т.д. Сам творческий процесс гения также принципиально не отличается с психологической точки зрения от творческого процесса других одаренных людей. В ряде концепций Г, особенно начиная с Ч. Ломброзо, постулировалась связь между Г и психические расстройством, что, однако, не находит всеобщего подтверждения: дисгармония душевной жизни или предрасположенность к ней, свойственная многим гениальным людям, не является неизменным спутником Г

  Исторические воззрения на природу Г и ее оценка связаны с общим пониманием творческого процесса (см. Творчество). Так, от античности идет взгляд на Г как род иррационального вдохновения, "божественного наития" (Платон, неоплатонизм). Начиная с эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Дж. Вазари, Скалигер) получает распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигающий своего апогея в период романтизма (предромантическое течение "Бури и натиска" в романтизм и вышедшие из него учения Т. Карлейля, Ф. Ницше с характерным для них противопоставлением гения и массы). В 18 в. складывается понятие гения в современном смысле этого слова, которое у А. Шефтсбери становится одним из основных эстетических понятий (гений творит подобно силе природы; его создания оригинальны в отличие от подражающего художника). И. Кант также подчеркивает оригинальность и естественность творчества гения: гений — это "¼прирожденные задатки души¼ через которые природа дает искусству правило" (Соч., т. 5, М., 1966, с. 323). Ф. Шиллер раскрывает природу Г через понятие "наивности" как инстинктивного следования безыскусственной природе и как способности к непредвзятому постижению мира.

  В 19—20 вв. получают развитие психологические (в т. ч. психиатрические), социально-психологические, а также социологические исследования различных аспектов Г и творчества.

  Лит.: Грузенберг С. О., Гений и творчество, Л., 1924; Жоли Г, Психология великих людей, СПБ. 1894; Оствальд В., Великие люди, (пер. с нем.), СПБ, 1910; Wolf Н., Versuch einer Geschichte des Geniebegriffes, Hdib., 1923; Genetic studies of genius, ed. L. М. Terman, 2 ed., v, 1—4, (Stanford), 1926—47; Kretschmer E., Geniale Menschen, 5 Aufl., ., 1958.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 11:36:33