Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Акты органов государственного управления

Акты органов государственного управления (далее А) в СССР юридическая форма реализации исполнительно-распорядительных полномочий органов государства. Путем издания таких актов органы государственного управления, в пределах их компетенции, на основе и во исполнение законов регулируют общественные отношения, организуют выполнение плановых заданий, руководят производством, обеспечивают охрану общественной и личной собственности, прав и законных интересов граждан, осуществляют меры по укреплению обороны СССР, охране общественного порядка и государственной безопасности. Законы и указы Президиума Верховного Совета СССР и союзных республик являются актами органов государственной власти.

  Юридический характер А проявляется в том, что в них содержатся государственно-властные предписания, обязательные к исполнению. Эти предписания либо обязывают граждан, должностных лиц, государственного и общественного учреждения, организации и предприятия совершать определенные действия (или воздерживаться от определенных действий), либо предоставляют какие-либо права и таким образом порождают разнообразные правовые отношения и юридические последствия.

  В соответствии с Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик высшие органы государственного управления СССР, союзных и автономных республик (Советы Министров) наделены правом издавать постановления и распоряжения; отраслевые органы управления - приказы и инструкции, местные органы управления (исполкомы Советов депутатов трудящихся) - решения и распоряжения. Администрация предприятий и учреждений издает приказы.

  А должны быть изданы на основе и во исполнение закона, они не могут изменять или отменять его. А являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими правовые отношения; они могут служить доказательствами в следственных органах, суде, арбитраже и при административном производстве (см. Административный процесс), а также являются основанием для издания других актов управления или заключения гражданско-правовых сделок.

  По юридическому содержанию А делятся на нормативные и индивидуальные: нормативные содержат правовые нормы, рассчитанные на регулирование определенных однородных отношений (например, положения о министерствах, правила приема в высшие учебные заведения); индивидуальные являются актами применения права и регулируют какой-либо конкретный случай, они не могут быть применены к другим, хотя бы и однородным отношениям (например, приказ об объявлении благодарности, распоряжение о выделении денежных средств и т. д.).

  Особую группу А составляют акты, содержащие и административные санкции за их нарушение, т.н. акты с административной санкцией. Право издавать такие акты предоставлено Советам Министров СССР, союзных и автономных республик, а по определенному кругу вопросов - местным Советам депутатов трудящихся (кроме сельских) и их исполкомов - по вопросам охраны общественного порядка, благоустройства, санитарного состояния населенных пунктов и др. вопросам, предусмотренным законодательством.

  Акт управления вступает в силу либо с момента, указанного в тексте самого акта, либо с момента доведения его до сведения исполнителей. В самом А может быть указан и срок его действия, а если этот срок не указан, А действует до момента его отмены другим актом или законом. Акты местных Советов, содержащие административные санкции, в большинстве союзных республик издаются на срок до 2 лет.

  Порядок опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений правительства СССР установлен специальным постановлением Совета Министров СССР (СП СССР, 1954, № 6, ст. 37), в котором указывается, что постановления, имеющие общее значение или носящие нормативный характер, публикуются в Собрании постановлений правительства СССР (СП СССР), причем в постановлениях нормативного характера должен быть предусмотрен срок их введения в действие. В случае неотложности и срочности проводимых мероприятий постановления подлежат немедленному обнародованию (через газеты, по радио, телеграфу) и в этих случаях вступают в силу немедленно. В тех случаях, когда в постановлениях правительства не указан срок введения их в действие, они вступают в силу с момента принятия. Распоряжения Совета Министров вступают в силу с момента их принятия.

  Как правило, А не имеет обратной силы (см. Обратная сила закона). В отдельных случаях в акте управления может быть предусмотрено, что его действие распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

  За законностью А осуществляется контроль вышестоящих органов управления и надзор со стороны органов прокуратуры (см. Надзор прокурорский).

  Лит.: Административное право. Учебник для юридич. вузов, под ред. Ю. М. Козлова, М., 1968, гл. 14.

  А. Е. Лунев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 17:55:09