Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Гармония (соразмерность)

Гармония (далее Г) (греч. harmonia — связь, стройность, соразмерность), соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В Г (соразмерность) получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия.

  В древнегреческой философии Г (соразмерность) означала организованность Вселенной, космоса, противостоящую хаосу. У пифагорейцев Г (соразмерность) вытекает из центрального для них понятия числа как синтеза предела и беспредельного; космос, по их учению, представляет собой ряд концентрически расположенных вокруг Земли сфер, расстояния между которыми соответствуют числовым соотношениям музыкальной октавы (Г (соразмерность) сфер). Гераклит углубил понятие "Г (соразмерность)", истолковывая ее как единство противоположностей: "Враждующее соединяется, из расходящихся — прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу" (Аристотель, Никомахова этика, , 2,1155 в. 4). У Гераклита Г (соразмерность) — не внешнее объединение разрозненных частей, а их внутреннее единство: "Скрытая гармония сильнее явной" (Ипполит, Ref., IX, 9). Учение пифагорейцев о Г (соразмерность) космоса развил Платон в диалоге "Тимей". Кроме того, он придал понятию "Г (соразмерность)" социальное, нравственное значение: Г (соразмерность) как совокупность достоинств человека-гражданина, проявляющаяся в его физическом облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях (см. "Государство", , 400 Е—401А). Аристотель рассматривал Г (соразмерность) как единство и завершенность целого, как единство в многообразии.

  Эпоха Возрождения выдвинула идеал гармонически развитого человека, который стал знаменем гуманизма. Основы Г (соразмерность) эстетика Возрождения видела в идеальной пластической организации человеческого тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в согласованности частей и целого, света и тени, в математической точности законов перспективы и др. Г (соразмерность) считалась существенным признаком и даже источником прекрасного. По мнению Леонардо да Винчи, "... гармония складывается, не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается человеческая красота" (Избранные произв., т. 2, М. — Л., 1935, с. 76).

  В 18 в. понятие Г (соразмерность) разрабатывалось метафизиками-рационалистами. Г (соразмерность) Лейбниц развил учение о "предустановленной" Г (соразмерность), утверждая, что все монады соответствуют друг другу и это соответствие установлено богом (см. "Монадология", § 51 сл.); в частности, соответствуют друг другу душа и тело (см. там же, § 78). Эстетика Просвещения, восприняв античное понимание Г (соразмерность), подчеркивала ее воспитательное значение. Английский философ А. Шефтсбери считает главной задачей воспитание в человеке гармонической уравновешенности различных аффектов, достигающейся полнотой человеческих чувств; что прекрасно, то гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то истинно (А. А. С. Shaftsbury, Characteristics of men, manners, opinions and times, 1711). Понятие Г (соразмерность) играло большую роль в эстетике И. И. Винкельмана, И. В. Гете, Ф. Шиллера. Кант, перенеся источник Г (соразмерность) в человеческий субъект, понимал Г (соразмерность) прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью ("Критика способности суждения"). Развернутую теорию Г (соразмерность) дал Гегель. "Г представляет собой соотношение качественных различий, взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи, " ("Эстетика", т. 1, М., 1968 с. 149). Г (соразмерность), по Гегелю, характеризует внешнюю чувственную определенность материала искусства. Г (соразмерность) внутреннего и внешнего, человека и среды, действительности и фантазии характерна для сравнительно ранних этапов истории, особенно для Древней Греции, и не способна выразить богатства духовной жизни, которое несет в себе "романтическое искусство", т. е. искусство нового времени. Она уступает место коллизиям, которые являются выражением дисгармонии, разлада и антагонизма. Понятие Г (соразмерность) заняло видное место в утопическом социализме 19 в., в особенности у Фурье, подробно изображавшего будущее идеальное общество как "строй гармонии".

  В своем понимании Г (соразмерность) как формы выражения идеала марксистско-ленинская эстетика исходит из того, что антагонистические противоречия буржуазного общества могут быть преодолены путем социалистической революции и построения коммунизма — неантагонистического общества, которое обеспечивает свободное и гармоническое развитие человека. Отрицая нормативистскую трактовку Г (соразмерность) как внешней согласованности частей, как отсутствия конфликтов, советская эстетика понимает Г (соразмерность) как отражение в искусстве единства противоположностей и закономерности развития действительности.

  Лит.: Лосев А. Ф., История античной эстетики, М., 1963; Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, М., 1965, с. 36—84; Zederbauer Е., Die Harmonic im Weltall in der Natur und Kunst. .,1917; Burchartz М., Gleichnis der Harmonic, Gesetz und Gestaltung der bildenden ünste, Münch., 1949.

  А. Ф. Лосев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 18.04.2024 09:44:36