Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Газотурбовоз

Газотурбовоз (далее Г) локомотив с газотурбинным двигателем (ГТД) или комбинированным двигателем, свободнопоршневым генератором газа (СПГГ), соединенным с газовой турбиной. Почти все существующие Г имеют одновальную газотурбинную установку открытого цикла с электрической передачей (рис. 1).

  Г появились впервые в США в 1948, в 1969 на дороге Юнион Пасифик эксплуатировалось до 50 Г с ГДТ мощностью 3300 квт (4500 л. с.) и 6300 квт (8500 л. с.). Отдельные Г были изготовлены также в Великобритании, Швеции, Швейцарии и Чехословакии. Первые советские Г находятся в эксплуатации с 1965.

  Силовая установка Г с электрической передачей состоит из газовой турбины, компрессора, генератора постоянного тока и тяговых электродвигателей. Генератор обеспечивает питание электрической энергией тяговых электродвигателей, устанавливаемых обычно по одному на каждую движущую ось локомотива.

  Вид передачи мощности от вала газовой турбины к движущим колесам Г определяется типом ГТД и его назначением. При одновальном ГТД применяется электрическая передача тепловозного типа; т. н. жесткие передачи, использование которых возможно в Г при многовальном двигателе, бывают механические (главный редуктор, карданы, осевые редукторы) или электрические переменного тока (синхронные генераторы, асинхронные короткозамкнутые двигатели). На Г имеется также пусковая установка, обычно дизельная - 150-240 квт (200-300 л. с.). Ее основное назначение - довести скорость вращения генератора до величины, при которой компрессор начинает подавать воздух в камеру сгорания. Кроме того, эта установка передвигает локомотив, когда он следует без состава, и питает ряд вспомогательных агрегатов. Газотурбинная установка Г обычно работает на тяжелом жидком топливе или газе.

  Г имеют ряд преимуществ не только перед паровозами, но по некоторым показателям и перед тепловозами. Так, удельная масса Г, т. е. масса па единицу мощности, составляет около 50% массы паровоза и 75% массы тепловоза; компактность газотурбинной установки позволяет уменьшить длину локомотива примерно в 2 раза по сравнению с тепловозом равной мощности; силовая установка Г не требует водоснабжения; простота конструкции газотурбинного агрегата обеспечивает надежность и бесперебойность его работы, облегчает обслуживание и текущий ремонт. Управление Г сводится к регулированию подачи горючего в камеру сгорания. Надлежащий режим электрической передачи обеспечивается автоматически.

  Г Коломенского тепловозостроительного завода Г1-01 (рис. 2) отличается высокой надежностью ГТД, простотой ухода и ремонта, возможностью работы на тяжелом топливе.

  Развитие газотурбовозостроения пока не вышло из опытной стадии, главным образом из-за сравнительно невысокого кпд (примерно в 2 раза ниже кпд тепловоза). Ведутся работы над повышением кпд Г Например, Луганским тепловозостроительным заводом построен опытный Г с СПГГ мощностью 2200 квт (3000 л. с.). Силовая установка состоит из 4 электрических генераторов, работающих на одну газовую турбину, гидромеханической передачи и вспомогательного оборудования. Подобные опытные Г созданы также во и Швеции. Кпд таких Г может достигать 30-32%.

  Лит.: Н. И., Газотурбинные локомотивы, "Железнодорожный транспорт", 1955, № 4: Локомотивные газотурбинные установки, М., 1962; Бартош Е. Т., Гы, М., 1963; Вопросы создания мощных газотурбинных локомотивов. (Сб. ст.), М.,.1966.

  Е. Т. Бартош.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 18.04.2024 13:14:07