|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Газопровод | Газопровод (далее Г) магистральный, сооружение для транспортировки на большие расстояния (сотни и тысячи км) горючих газов от места их добычи или производства к пунктам потребления.
По способу прокладки различают Г подземные, наземные и в насыпи. Подземным способом магистральные Г обычно укладывают в Европейской части СССР (в зоне сезонного промерзания грунта). В северных районах получила распространение надземная прокладка Г на опорах, т. н. "змейкой". В зоне распространения многолетнемерзлых грунтов Г укладывают в насыпь или надземным и подземным способами. В отдельных случаях Г располагают на опорах или подвешивают к тросам (большие овраги, реки), а также прокладывают по дну водоемов (т. н. дюкеры).
Для предохранения труб от коррозии (внутренней или внешней) применяют антикоррозийную изоляцию, а также катодную и протекторную защиту.
Давление газа в магистральных Г большой протяженности поддерживается газокомпрессорными станциями.
В СССР оптимальные параметры Г: рабочее давление 5,5 Мн/м2 (ведется строительство Г на рабочее давление до 7,5 Мн/м2), степень сжатия, обеспечиваемая компрессорной станцией, 1,4—1,5; расстояние между соседними компрессорными станциями около 100—120 км, компрессорные агрегаты обладают большой единичной мощностью — от 5000 до 10 000 квт и более. Выделившаяся в Г при транспортировке жидкость (вода, конденсат, масло и др.) улавливается в конденсатосборниках.
В конечном пункте магистрального Г расположены газораспределительной станции, на которых давление понижается до уровня, необходимого для снабжения потребителей. Вблизи крупных городов сооружаются подземные газовые хранилища, частично неравномерность суточного газопотребления покрывается за счет применения газгольдеров. В современных магистральных Г в СССР применяют тонкостенные трубы больших диаметров от 720 до 1420 мм.
Первые упоминания о Г относятся к началу нашей эры, когда для передачи природного газа в Китае применяли бамбуковые трубы. В конце 18 в. в Европе начали применяться Г из чугунных труб, замененных в 19—20 вв. стальными, обеспечивающими транспортировку газа под более высоким давлением, чем по чугунным трубопроводам. Наибольшего размаха добыча природного газа достигла к началу 20 в. в США (20 млрд. м3), где общая протяженность многочисленных коротких Г достигла 22 тыс. км (1918). В 1928—31 в США построены Г протяженностью от 800 до 1500 км, диаметром 508—660 мм.
Развитие газопроводного транспорта в СССР до 1941 характеризовалось сооружением Г из труб малых диаметров (100—250 мм) для подачи газа от месторождений со сравнительно небольшими запасами природного и попутного нефтяного газа. Первый Г дальнего газоснабжения был сооружен в США в 1944 (Г "Теннесси"). Диаметр этого Г около 600 мм, длина основного Г 3300 км. В последующие годы были созданы крупные межрайонные системы Г диаметром до 762—914 мм. В 1946—50 в СССР сооружаются первые крупные магистральные Г для подачи газа из месторождений Саратовской обл. в Москву и из месторождений Предкарпатья в Киев и др. города Украины. Введенный в эксплуатацию в 1946 Г Саратов — Москва из труб диаметром 325 мм протяженностью 800 км явился первым в СССР магистральным Г Затем построены крупнейшие магистрали: Дашава — Киев — Москва (1300 км), Серпухов — Ленинград (813 км), Дашава — Минск (665 км), Шебелинка — Белгород — Курск — Орел — Брянск (507 км), Саратов — Горький —Череповец (1188 км). Краснодарский край — Ворошиловград — Серпухов (около 1300 км) и др. Наиболее крупными газотранспортными системами СССР являются двухниточная система Бухара — Урал общей протяженностью 4503 км, построенная из труб диаметром 1020 мм, пропускной способностью 21 млрд. м3 в год, двухниточная система Средняя Азия — Центр из труб диаметром 1020 и 1220 мм, общей протяженностью около 5500 км и пропускной способностью 25 млрд. м3 в год. Основной отличительной чертой строительства в СССР магистральных Г является создание единой схемы кольцевания Европейской части (см. карту), что повышает их народно-хозяйственная эффективность, обеспечивает бесперебойность и надежность газоснабжения. Характерная особенность развития газопроводного транспорта в СССР — неуклонное увеличение удельного веса Г больших диаметров (табл. 1).
В 1967 впервые в мировой практике стали широко применяться трубы диаметром 1220 мм, из которых сооружается Г Средняя Азия — Центр (вторая линия) и построен Г Ухта — Торжок.
Высокая степень механизации и создание новых высокопроизводительных машин и механизмов позволили резко повысить темпы трубопроводного строительства. Так, Г Саратов — Москва строился 2,5 года, Г Дашава — Киев — 2 года, Г Ставрополь — Москва протяженностью около 1000 км, из труб диаметром 720—820 мм строился менее 2 лет. Первая очередь Г Бухара — Урал протяженностью 2200 км, диаметром 1020 мм была построена, несмотря на тяжелые природные условия (пустыня, скальные грунты), в течение 2 лет, а первая очередь Г Средняя Азия — Центр протяженностью более 2700 км, диаметром 1020 мм сооружена за 1,5 года.
В СССР разработаны предложения по коренному изменению техники транспорта газа на большие расстояния с применением труб диаметром до 2—2,5 м. Увеличение диаметров труб до определенного оптимума для транспорта газа дает значительный рост производительности Г, снижает удельные капитальные затраты, эксплуатационные издержки и расход металла. Предварительные технико-экономические показатели передачи газа по сверхмощным Г (за единицу приняты данные по Г из труб диаметром 1020 мм) приведены в табл. 2.
Сооружение сверхмощных Г характеризуется высокой экономической эффективностью. Для передачи из Тюменской обл. и Коми АССР в районы Центра, Северо-Запада и Урала в ближайшие 7—8 лет около 130 млрд. м3 газа в год по Г из труб диаметром 1220—1420 мм потребовалось бы строительство 7—8 линий общей протяженностью около 25 тыс. км. Это же количество газа может быть передано по двум сверхмощным Г: один диаметром 2,5 м и второй диаметром 2 м.
Максимальный диаметр труб, применяемый в США,—1067 мм, в СССР — 1420 мм, средний диаметр в СССР 674 мм, в США— 410 мм (1968). Строительство сверхмощных Г требует организации сверхмощных газовых промыслов с ежегодной добычей газа 50—100 млрд. м3. Суточная производительность скважины должна быть 2—3 млн. м3 вместо достигнутой максимальной производительности в 500 — 700 тыс. м3 газа. Трубы диаметром 2020—2520 мм для сверхмощных Г намечается изготовлять из стали с толщиной стенки до 25—26 мм и пределом прочности 550—600 Мн/м2 и гарантированной ударной вязкостью не менее 0,3 Мн/м2 при температуре — 40°С. Общая протяженность магистральных Г в СССР около 70 тыс. км (1970).
Табл. 1. — Структура протяженности газопроводов в СССР по диаметрам труб, % годы | Диаметры труб,мм | 100—273 | 325—529 | 720—1020 | 1959 | 15 | 48 | 37(0,5*( | 1963 | 11 | 39 | 50(11,2) | 1966 | 10 | 37 | 53(21,0) | *В скобках — данные труб диаметром 1020 мм.
Табл. 2. — Технико-экономические показатели сверхмощных газопроводов
Показатели | Диаметры газопроводов, мм< | 1220 | 1420 | 2520 | 2520 | Производительность | 1,6 | 2,37 | 5,94 | 10,5 | Капиталовложения | 1,25 | 1,71 | 3,82 | 6,15 | Металловложения | 1,42 | 1,95 | 4,0 | 6,13 | Удельные капиталовложения |
0,89 |
0,82 |
0,68 |
0,59 | Удельные металловложения | 0,9 | 0,82 | 0,67 | 0,58 |
Лит.: Яблонский В. С., Белоусов В. Д., Проектирование нефтегазопроводов, М., 1959; Ходанович И., Е., Аналитические основы проектирования и эксплуатации магистральных газопроводов, М., 1961; Справочник по транспорту горючих газов, М., 1962; Боксерман Ю. И., Пути развития новой техники в газовой промышленности СССР, М., 1964.
Ю. И. Боксерман, Б. Л. Кривошеий.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 14:37:10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|