Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Газогенераторный автомобиль

Газогенераторный автомобиль (далее Г) автомобиль, двигатель которого работает на газе, получаемом из твердого топлива в газогенераторе, смонтированном на его шасси. В СССР работы по созданию Г были начаты в 1923, серийный выпуск Г (ЗИС-13) был освоен в 1938. В качестве топлива для Г используются древесные чурки (преимущественно твердых пород, влажностью 20-25%) либо бурый Возможно применение древесного угля, торфа, полукокса, антрацита и др. Г предназначены для эксплуатации в районах, отдаленных от мест производства жидкого топлива. Г широко применялись во время Великой Отечественной войны 1941-45, когда ощущался острый недостаток жидкого топлива для нужд автомобильного транспорта.

  Газогенераторная установка автомобиля состоит из газогенератора, очистительно-охладительного и газосмесительных устройств.

  При работе на генераторном газе двигатель развивает значительно меньшую мощность, чем при работе на бензине, из-за меньшей теплоты сгорания газовоздушной смеси (2,4-2,5 кдж/м3 (580-600 кал/м3)) по сравнению с бензо-воздушной (3,5-3,6 кдж/м3 (830-850 кал/м3)). Эти потери мощности могут быть частично компенсированы повышением степени сжатия двигателя (в связи с меньшей склонностью генераторного газа к детонации), а улучшение динамических качеств автомобиля может быть достигнуто изменением передаточного отношения главной передачи.

  Относительно большая масса газогенераторной установки (примерно 350 кг) снижает полезную грузоподъемность Г Г на базе автомобиля ЗИЛ-164 (грузоподъемность 3500 кг, мощность двигателя 47 квт) расходует на 100 км пробега 100-140 кг березовых чурок влажностью 25%.

  Лит.: Токарев Г. Г., Газогенераторные автомобили, М., 1955.

  Г. Г. Терзибашьян.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.12.2024 06:24:08