|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Газобаллонный автомобиль | Газобаллонный автомобиль (далее Г)автомобиль, двигатель которого работает на горючих газах, содержащихся в сжатом или сжиженном состоянии в баллонах, смонтированных на шасси этого автомобиля. В сжатом состоянии содержатся газы природные, добываемые на газовых промыслах и получаемые попутно при добыче и переработке нефти; коксовые, являющиеся побочным продуктом переработки каменных углей. Для обеспечения необходимого запаса хода Газобаллонный автомобиль сжатые газы нагнетаются в баллоны до давления 20 Мн/м2 (200 кгс/см2).
Газы, содержащиеся в сжиженном состоянии, подразделяются на 2 группы: 1) пропано-бутановые и пропилено-бутиленовые, превращающиеся в жидкость при обычных температурах и сравнительно невысоком давлении; они содержатся в стальных баллонах, рассчитанных на давление 1,6 Мн/м2 (16 кгс/см2); 2) метановый газ, превращаемый в жидкость при атмосферном давлении и температуре - 161,3°С; для его хранения и перевозки требуются специальные изотермические баллоны, изготовленные из хладостойкого материала и рассчитанные на давление в 1 Мн/м2 (10 -кгс/см2).
Основными преимуществами Газобаллонный автомобиль перед автомобилями, работающими на жидких топливах, являются: меньший износ деталей двигателя, больший срок службы масла, возможность увеличения мощности двигателя за счет повышения степени сжатия, более высокая топливная экономичность, меньшая стоимость топлива, малая токсичность отработавших газов. Эксплуатация Газобаллонный автомобиль связана с необходимостью создания сети газонаполнительных станций, что задерживает развитие этого вида транспорта.
В СССР первые конструкции Газобаллонный автомобиль были созданы в начале 30-х гг.; промышленный выпуск Газобаллонный автомобиль, работающих на сжатых газах, был начат в 1939, на сжиженных газах - в 1953. Газобаллонный автомобиль подразделяются на универсальные (работающие как на газе, так и на бензине) и специальные, двигатели которых приспособлены для работы только на газе.
Газобаллонная установка автомобиля, работающего на сжатом газе, включает 5-8 баллонов, располагаемых обычно под полом грузовой платформы. Из баллонов газ проходит через подогреватель, магистральный вентиль и фильтр в двухступенчатый редуктор, где его давление снижается до значения, близкого к атмосферному. На выходе из редуктора установлено дозирующее устройство, обеспечивающее поступление необходимого количества газа к карбюратору-смесителю, в котором газ смешивается с воздухом. Далее газо-воздушная смесь направляется в цилиндры двигателя.
Газобаллонная установка автомобиля, работающего на сжиженном газе, включает баллон, который заполняется жидкостью на 90% его емкости (сверху остается паровая подушка, необходимая при тепловом расширении жидкости). При пуске холодного двигателя топливо поступает в газообразном состоянии из верхней части баллона. Прогретый двигатель работает на топливе, поступающем из нижней части баллона через магистральный вентиль в испаритель, где оно (за счет тепла горячей воды в системе охлаждения двигателя) переходит из жидкого в газообразное состояние. Испаренное топливо проходит войлочный и сетчатый фильтры, двухступенчатый газовый редуктор и поступает в двухкамерный газовый смеситель, в котором смешивается в необходимой пропорции с воздухом. Газо-воздушная смесь засасывается в цилиндры двигателя и сгорает, как и в обычном двигателе.
Сжиженный метан используется обычно комплексно - в качестве источника холода для поддержания низкой температуры в кузове (при перевозке, например, скоропортящихся пищевых продуктов) и одновременно топлива для двигателя. Из изотермического баллона метан проходит через теплообменные батареи (в которых он испаряется и нагревается за счет тепла окружающего воздуха) в автоматический переключатель и двухступенчатый редуктор к газовому смесителю, откуда и поступает в цилиндры двигателя.
Основные технические показатели советских Газобаллонный автомобиль приведены в таблице.
Лит.: Самоль Г. И., Гольдблат И. И., Газобаллонные автомобили, 3 изд., М., 1963.
И. И. Гольдблат.
Основные технические показатели советских газобаллонных автомобилей, работающих на сжатых и сжиженных газах
Показатели | На сжатом природном (метановом) газе | На сжиженом нефтяном (пропано-бутановом) газе | На сжиженном природном (метановом) газе |
ЗИЛ-166 |
ГАЗ-51В |
ЗИЛ-166А |
ГАЗ-51Ж |
ЗИЛ-138 |
ГАЗ-53-07 |
ЗИЛ-164 |
ГАЗ-51 | ГАЗ-51 реф- риже- ратор | Полезная грузоподъемность, кг | 3500 | 2000 | 4000 | 2500 | 5000 | 4000 | 4000 | 2500 | 2000 | Кол-во газовых баллонов, шт. | 8 | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | Масса газовых баллонов, кг | 560 | 350 | 138 | 65 | 130 | 100 | 272 | 160 | 136 | Рабочее давление газобаллонной установки, Мн/м2 | 20 | 20 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | Емкость газовых баллонов, л | 400 | 250 | 250 | 115 | 250 | 183 | 200 | 120 | 100 | Кол-во содержащегося в баллоне газа: м3-для сжатого газа, л – для сжиженного газа | 80 | 50 | 225 | 103 | 225 | 165 | 180 | 110 | 90 | Расход топлива: л/100 км |
|
| 50 | 33 | 46 | 38 | 75 | 53 | 53 | м3/100 км | 38 | 26 |
|
|
|
|
|
|
| кг/100 км | 210 | 190 | 450 | 310 | 490 | 440 | 240 | 210 | 170 | Запас хода автомобиля, км | 210 | 190 | 450 | 310 | 490 | 440 | 240 | 210 | 170 | Макс. Мощность двигателя, квт (л. с.) | 63(85) | 41(56) | 66(90) | 46(62) | 111(157) | 88(118) | 63(85) | 41(56) | 41(56) | Макс. скорость движения автомобиля, км/ч | 74 | 70 | 78 | 80 | 103 | 100 | 74 | 75 | 72 | Масса газобаллонного оборудования, кг | 650 | 400 | 275 | 145 | 270 | 220 | 300 | 200 | 300 | |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 02:01:26
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|