Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Выставки всемирные

Выставки всемирные (далее В) международные выставки, организуемые с целью показа разносторонней деятельности народов в области экономики, науки, техники, культуры и искусства. Различаются В универсальные (демонстрация достижений в различных областях человеческой деятельности) и специализированные (показ достижений в какой-либо одной конкретной сфере деятельности). Первой В была международная промышленная выставка в Лондоне в 1851. Строго определенной периодичности В не имели и устраивались с промежутками от 2 до 7 лет. На первых В в основном демонстрировались успехи промышленности, в дальнейшем их тематика расширялась. С ростом популярности В постепенно увеличивалось число стран-участников, количество и ассортимент экспонатов (в том числе крупных машин, транспортных средств и др.); если на первых В все экспонаты сосредоточивались в одном большом здании (например, "Хрустальный дворец" в Лондоне), то с 1878 (на В в Париже) практикуется постройка различных павильонов. Всего с 1851 по 1970 было организовано 39 универсальных В: в Нью-Йорке (1853, 1939), Париже (1855, 1867, 1878, 1889, 1890, 1900, 1937), Лондоне (1862, 1886, 1908), Вене (1873), Филадельфии (1876, 1926), Сиднее (1879), Мельбурне (1880), Чикаго (1893, 1933, 1934), Брюсселе (1897, 1910, 1935, 1958), Буффало (1901), Глазго (1901), Сент-Луисе (1904), Льеже (1909), Генте (1913), Сан- (1915), Гетеборге (1923), Уэмбли (1924/25), Барселоне (1926), Антверпене (1930). Порт-о-Пренсе (1948), Сиэтле (1962), Монреале (1967), Осаке (1970). В обычно проводятся под определенным девизом, который определяет основную тему выставки, например, первая В в Лондоне имела девиз "Пусть все народы работают совместно над великим делом — совершенствования человечества"; в Нью-Йорке (1939) — "Миру завтрашнего дня", в Брюсселе (1958) — "Человек и прогресс", в Монреале (1967) — "Земля людей", в Осаке (1970) — "Прогресс и гармония для человечества". Каждая страна-участница экспонатами раскрывает девиз В сообразно своему общественному строю и экономическим возможностям.

  Первая попытка регламентировать организацию В осуществлена в 1912, когда в Берлине делегаты 14 стран подписали соглашение о правилах организации и системе наград В Однако 1-я мировая война 1914—18 помешала ратифицировать это соглашение. В 1928 Конвенция о международных выставках, подписанная в Париже представителями 35 государств (в том числе СССР), регламентировала порядок организации В В соответствии с Конвенцией образован постоянный орган — Международное бюро выставок (МБВ). Высшим органом МБВ является Административный совет, при котором имеются 4 комиссии — Классификационная, Регламентационная, Административно-бюджетная и Комиссия по выпуску бюллетеня и рекламе. Местопребывание МБВ — Париж. В 1970 участниками Конвенции являлись 34 страны: Австрия, Бельгия, Болгария, БССР, Великобритания, Венгрия, Гаити, Греция, Дания, Израиль, Италия, Канада, Ливан, Марокко, Монако, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, СССР, США, Танзания, Тунис, УССР, Финляндия, ФРГ, Чехословакия, Швейцария, Швеция, Япония.

  Начиная с 1851 Россия неоднократно участвовала в В: в Лондоне (1851, 1862), в Париже (1867, 1890) и др. Со времени своего образования Советское государство приняло участие в 5 В: в Париже (1937), в Нью-Йорке (1939), Брюсселе (1958), Монреале (1967) и в Осаке (1970). На В в Париже, которая совпала с 20-летием Советской власти, были продемонстрированы огромные масштабы социалистического строительства в СССР. На В в Нью-Йорке советская экспозиция была разработана на тему: "Будущее принадлежит социализму". В советском павильоне были широко показаны достижения народов СССР в выполнении пятилетних планов. На В в Брюсселе посетители получили представление о достижениях СССР в области экономики, науки, культуры и повышения благосостояния советских людей. Павильон СССР был признан одним из лучших и за экспозицию в целом удостоен высшей награды — звезды. В в Монреале совпала с 50-летием Советского государства. Главная идея советской экспозиции — показать преимущество социалистического строя. Первая В, организованная в Азии (Осака), по времени проведения совпала с празднованием 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Основные темы советского павильона — "Ленин — создатель социалистического государства", "Развитие идей Ленина в наши дни", "Гармоническое развитие личности в социалистическом государстве".

  Д. М. Серов.

  Архитектура выставок. Павильоны и сооружения В сами стали экспонатами, демонстрирующими достижения архитектуры и строительной техники, а также оформительского искусства, нередко определяя основные тенденции их развития на многие годы вперед. Громадное число экспонатов (для размещения и удобного осмотра которых требуется обширное, хорошо освещенное внутреннее пространство), большой поток посетителей, необходимость быстрого строительства и демонтажа павильонов приводили к поискам новых архитектурных форм и технических приемов. Огромное здание (длина 503 м) павильона 1-й Всемирной выставки в Лондоне в 1851 (так называемый "Хрустальный дворец", инженер Дж. Пакстон), построенное всего за 6 месяцев благодаря применению ажурного сборного каркаса из стандартных металлических (главным образом чугунных) деталей и рам ограждения с заполнением из стекла, по своему облику резко отличалось от традиционной ордерной архитектуры. Постепенно складываются организационные принципы показа экспонатов; например, на В в Чикаго в 1893 наряду с главным павильоном, где были представлены все государства, участвующие в выставке, построили тематические (по отраслям промышленности) и национальные павильоны; в одном месте были сгруппированы павильоны страны — организатора В (павильоны отдельных штатов США). Огромные размеры экспозиций В вызвали необходимость создания мест для отдыха (впервые на парижской В в 1878). Для покрытия огромных затрат по организации В и для извлечения доходов устраивались платные зрелища и развлечения. Собственно выставочная зона и зона отдыха и развлечений вместе с озеленением, фонтанами, бассейнами образовали сложный комплекс (эту структуру в основных чертах сохранили все В), планировка которого обычно имела регулярные черты. Вслед за строительством на парижской В 1889 так называемой Эйфелевой башни (инженер А. Г. Эйфель), предназначавшейся лишь для демонстрации достижений французской строительной техники и создания высотной доминанты в ансамбле выставки, возникает традиция создания сооружений, символизирующих девиз В (например, так называемый "Атомиум" в виде увеличенной в 165 миллиардов раз молекулы архитектор А. Ватеркейн, инженер А. Падюар, на В в Брюсселе в 1958). Для павильонов В 2-й половины 19 в. характерен разрыв между новаторским инженерным решением сооружений, в которых использовались металл, стекло, усовершенствованные металлические каркасные конструкции, позволившие резко увеличить пролет перекрытий (до 104 м в "Галерее машин" архитектора Ф. Л. Дютера на парижской В 1889), и фасадами дворцового типа в исторических архитектурных стилях, а чаще — покрытых пышным эклектическим декором. Вплоть до начала 20 в. размещение экспонатов в павильоне было лишено общей композиционной идеи, экспозиция распадалась на ряд отдельных, не связанных между собой участков. Среди обилия декоративного убранства трудно было разглядеть сами экспонаты, расположение которых напоминало раскладку товаров в большом магазине. Привлечь внимание к промышленному изделию или сырью первоначально старались за счет его обильного и вычурного оформления, уникальности и гипертрофированных размеров (например, огромные самовары на парижской В 1900) или необычности использования (например, крепость, сложенная из мешочков муки, во Дворце земледелия на В в Чикаго в 1893). Позже появляются модели, а затем и макеты для показа сложных производственных процессов и машин, используются новейшие достижения оптики, электротехники и др.

  В выставочной архитектуре и искусстве экспозиции в 1920-х — начале 30-х гг. определяющую роль сыграли идеи функционализма и конструктивизма. Почти все экспонаты стран — участниц В размещаются в национальных павильонах, архитектура которых становится одним из средств, раскрывающих идейное содержание национальной экспозиции. Участие СССР в В способствовало усилению идеологической роли архитектуры павильонов. Величественный, динамичный по формам павильон СССР на парижской В 1937 (архитектор Б. М. Иофан), увенчанный скульптурной группой "Рабочий и колхозница" (1935—37, нержавеющая сталь, скульптор В. И. Мухина), явился прекрасным образцом синтеза архитектуры и скульптуры и стал символом побед советского народа в строительстве социализма, а его экспозиция — примером активной пропаганды передовых социальных идей. Общие тенденции развития выставочной архитектуры и искусства экспозиции в период после 2-й мировой войны 1939—45 особенно ярко проявились на В 1970 в Осаке (Япония), где все архитектурные средства были подчинены задаче наиболее полного раскрытия девиза выставки "Прогресс и гармония для человечества". Этот девиз был символически (в соответствии с традициями национальной японской культуры) воплощен в компактном, построенном по функциональному принципу генеральном плане в виде разветвленного дерева (группа японских архитекторов под руководством К. Тангэ). "Стволом" дерева был центр В, так называемая Символическая зона (архитектурно организованное пространство для различных международных мероприятий и церемоний, выступлений артистов, встреч и отдыха посетителей, а также для размещения международных тематических и художественных выставок), "ветвями" — главные дороги, ведущие к входам, "листьями" и "плодами" — павильоны, сгруппированные вокруг 8 площадей на "ветвях" дерева. Так как одной из главных тем В становится научно-технический прогресс, в архитектуре многих павильонов реализуются экспериментальные проекты, где воплощаются новые инженерные идеи, применяются новые конструктивные и объемно-пространственные решения, основанные на использовании современных строительных материалов и архитектонических принципов (например, павильон группы "Фудзи" с надувными конструкциями, архитектор Ютака Мурата). На этой новой технической основе отдельным павильонам придается символический архитектурный облик (например, павильон СССР в виде развернутого красного знамени, символизирующего торжество идей ленинизма в мире, государственный павильон Японии, пять цилиндрических объемов которого образуют в плане национальный японский символ — пятилепестковый цветок вишни). Усложняются приемы экспозиции, которая организуется по плану-сценарию, основанному на театрализованных методах показа (с применением светодинамических эффектов, достижений электроники и кибернетики, а также кино, диапозитивов и т.п.), нередко по сеансовой программе.

  Лит.: (Мельников Н. П.), Чудеса выставки в Чикаго, Одесса, 1893; (Орлов М. А.), Всемирная парижская выставка 1900 в иллюстрациях и описаниях, СПБ, 1900; Матвеева Н. Я., Архитектура всемирных выставок и международных выставок и ярмарок, в сб.: Жилищное и гражданское строительство, в. 5. Выставки. Жилые дома в жарких странах, М., 1962, с. 9—56; Николаев И. С., Мельников Н. П.. Всемирная выставка в Брюсселе. 1958. Архитектура. Конструктивные формы павильонов, М., 1963; Грамолин И. В., Архитектура на выставке в Монреале, М., 1968; Комаров И., Первые всемирные выставки, "Декоративное искусство СССР", 1970, №9, с. 22—26; Посохин М. В., Архитектура "Экспо-70", М., 1970; ęka A., Piotrowska A., Styl "Expo", Warsz., 1970. См. также лит. при ст. Выставки.

  Р. Р. Кликс.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 16:32:13