|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Выготский Лев Семенович | Выготский (далее В) Лев Семенович (5 (17).11.1896, Орша - 11.6.1934, Москва), советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии. Родился в семье служащего, окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет университета им. Шанявского. С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии; позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова. Профессор института психологии в Москве. Становление В. как ученого совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности В. подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций ("Смысл психологического кризиса", рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам. В книге "История развития высших психических функций" (1930-31, опубликованной 1960) дано развернутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по В., необходимо различать два плана поведения - натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями и знаками, причем первые направлены "во вне", на преобразование действительности, а вторые "во внутрь" сначала на преобразование других людей затем - на управление собственным поведением. В последние годы жизни В. основное внимание уделял изучению структуры сознания ("Мышление и речь", 1934). Исследуя речевое мышление, В. по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии В. приходит к выводу, что структура сознания - это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.
Культурно-историческая теория В. породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Д. Б. Эльконин и др.
Соч.: Этюды по истории поведения, М. - Л., 1930 (совм. с А. Р. Лурия); Избр. психологические исследования, М., 1956; Развитие высших психических функций, М., 1960; 1549 Психология искусства, М., 1965, 2 изд., М., 1968.
Лит.: Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Психологические воззрения Л. С. Выготского, в кн.: В Л. С., Избр. психологические исследования, М., 1956; Лурия А. Р., Теория развития высших психических функций в советской психологии, "Вопросы философии", 1966, № 7; Леонтьев А. А., Психолингвистика, Л., 1967; Брушлинский А. В., Культурно-историческая теория мышления; М., 1968.
И. Н. Семенов.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 03.12.2024 19:50:14
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|