|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Всеобщее обучение | Всеобщее обучение (далее В)всеобуч, обучение всех без исключения детей определенного возраста в общеобразовательных школах, дающих определенный минимум знаний. Всеобщее обучение обеспечивается системой государственных мероприятий (законодательные акты об обязательности обучения, государственные ассигнования на строительство и содержание школ и подготовку учителей и т. д.).
Необходимость введения Всеобщее обучение явилась одним из требований народных масс на протяжении нескольких столетий. Обязательность обучения была провозглашена Великой французской революцией (конец 18 в.). Требование общественного и бесплатного воспитания всех детей было выдвинуто К. Марксом и Ф. Энгельсом в "Манифесте Коммунистической партии" (1848), а попытка его практического осуществления сделана Парижской Коммуной (1871).
Впервые законы о начальном Всеобщее обучение были приняты в отдельных государствах (например, в Веймаре, Гессене) еще в 17 в. Введение законов о Всеобщее обучение в капиталистических странах было теснейшим образом связано с развитием в 19 в. машинного производства и потребностью его в грамотных рабочих, с борьбой трудящихся за культуру и знания. Законы о начальном Всеобщее обучение приняты в Дании в 1814, в Швеции — в 1842, в Норвегии — в 1848, в США — в 1852—1900, в Японии — в 1872, в Италии — в 1877, в Великобритании — в 1880, во — в 1882, в странах Латинской Америки — в начале 20 в.; в ряде стран Азии и Африки такие законы не приняты до сих пор. Бурный технический прогресс, вызвавший революцию во всех отраслях производства в конце 19 и начале 20 вв., потребовал организации в развитых странах государственной системы подготовки высококвалифицированных рабочих, в связи с чем пересматривались законы о Всеобщее обучение, увеличивались сроки обязательного обучения, повышался объем знаний, общеобразовательная школа в большинстве стран стала бесплатной.
Хотя, по официальной статистике, в высокоразвитых капиталистических странах (США, Великобритания, Япония, и др.) почти все дети обязательного школьного возраста обучаются в общеобразовательных школах, по данным ЮНЕСКО, в конце 60-х гг. в мире насчитывалось 740 млн. неграмотных, в странах Азия, Африки и Латинской Америки только 47% детей (5—14 лет) посещают школы. Некоторые народы колониальных стран до сих пор не имеют письменности и школ с обучением на родном языке. В капиталистическом обществе школа продолжает быть классовой, бесплатность начального и даже среднего образования в значительной мере обесценивается сохранением высокой платы за обучение на высших ступенях образования.
В дореволюционной России население было почти сплошь неграмотным. В связи с этим В. И. Ленин в 1913 писал: "Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, — такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России... Четыре пятых молодого поколения осуждены на безграмотность крепостническим государственным устройством России" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 127). Требование обязательного общего и профессионального бесплатного обучения детей обоего пола до 16 лет вошло в программу РСДРП, принятую в 1903 на 2-м съезде партии, и было поддержано прогрессивными деятелями России. Однако только после Октябрьской социалистической революции в стране было введено Всеобщее обучение В октябре 1918 ВЦИК утвердил "Положение о единой трудовой школе РСФСР", которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней. 8-й съезд РКП (б) (1919) принял программу партии, в которой ставилась задача проведения бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет и широкое развитие профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста. 20 августа 1923 СНК РСФСР принял решение приступить к разработке плана Всеобщее обучение ВЦИК и СНК РСФСР постановлением от 31 августа 1925 определили конечный срок введения начального Всеобщее обучение в РСФСР — 1933/34 учебный год. Аналогичные законы приняты правительством УССР 5 августа 1925, правительством БССР 7 апреля 1926. В соответствии с решениями 16-го съезда партии (1930) и постановлением ЦК ВКП (б) от 25 июля 1930, ЦИК и СНК СССР приняли 14 августа 1930 постановление "О всеобщем обязательном начальном обучении". К 1934 начальное Всеобщее обучение было осуществлено повсеместно. В 1933—37 в СССР было введено обязательное семилетнее Всеобщее обучение в городах и рабочих поселках, значительное развитие получило среднее образование. Осуществление обязательного семилетнего Всеобщее обучение было прервано Великой Отечественной войной, однако уже в 1956 оно в основном было завершено. Законом "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958) взамен семилетнего было введено обязательное восьмилетнее Всеобщее обучение детей от 7 до 15—16 лет.
Развитие Всеобщее обучение в союзных республиках характеризуется данными табл. 1.
Табл. 1. — Численность учащихся в общеобразовательных школах всех видов (тыс. чел., на начало учебного года)
| 1914/15 | 1940/41 | 1969/70 | СССР . . . . . . . . | 9656,4 | 35 552 | 49 426 | В том числе: | 5684 | 20 633 | 25 795 | РСФСР . . . . . . . |
|
|
| Украинская< |
|
|
| ССР . . . . . . . . . | 2607 | 6830 | 8480 | Белорусская< |
|
|
| ССР . . . . . . . . . | 489 | 1737 | 1852 | Узбекская ССР | 18 | 1325 | 3154 | Казахская ССР | 105 | 1148 | 3141 | Грузинская ССР | 157 | 767 | 1016 | Азербайджан- ская СССР . . . |
73 | 695 | 1394 | Литовская ССР | 118 | 380 | 573 | Молдавская< |
|
|
| ССР . . . . . . . . . | 92 | 440 | 795 | Латвийская< |
|
|
| ССР . . . . . . . . . | 172 | 242 | 353 | Киргизская< |
|
|
| ССР . . . . . . . . . | 7 | 334 | 751 | Таджикская< |
|
|
| ССР . . . . . . . . . | 0,4 | 315 | 740 | Армянская ССР | 35 | 333 | 635 | Туркменская< |
|
|
| ССР . . . . . . . . . | 7 | 252 | 536 | Эстонская ССР | 92 | 121 | 211 |
Успехи Всеобщее обучение в СССР на уровнях начальной, неполной средней и средней школы отражены в табл. 2.
Табл. 2. — Численность учащихся в классах общеобразовательной школы (млн. чел., на начало учебного года) Классы | 1914/15 | 1940/41 | 1969/70 | 1—4-й . . . . . . . . | 9,0 | 21,7 | 21,2 | 5—8-й . . . . . . . . | 0,5 | 12,5 | 20,7 | 9—10 (11)-й . . . | 0,1 | 1,3 | 7,4 |
Об охвате обучением детей старшего школьного возраста нельзя судить только по количеству учащихся в 9—10 (11)-х классах, так как часть детей этого возраста продолжает образование в средних специальных учебных заведениях, профессионально-технических училищах. На начало 1970/71 учебного года в различного типа учебных заведениях продолжали образование около 80% окончивших 8-летнюю дневную школу.
В соответствии с Директивами 24-го съезда КПСС в 9-й пятилетке будет завершен переход на всеобщее среднее образование.
Одним из наиболее перспективных путей решения этой задачи является дальнейшее развитие профессионально-технических училищ, дающих среднее образование (при сохранении ведущей роли общеобразовательной школы).
В СССР имеются всесторонние государственные гарантии успешного развития всеобщего среднего образования: право граждан на образование независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и социального положения, провозглашенное Конституцией СССР; обязательность и бесплатность обучения; государственная система учебно-воспитательных учреждений; наличие различных учебных заведений, дающих среднее образование, — средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа, вечерняя (сменная) и заочная школа для работающей молодежи, средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища, школы для обучения детей с дефектами умственного и физического развития; единство и преемственность всех типов учебных заведений, возможности беспрепятственного перехода из низших ступеней обучения в высшие, т. е. отсутствие школ-тупиков; территориальная доступность школ всем учащимся, обучение на родном или другом языке народов СССР; совместность обучения лиц обоего пола; государственный учет детей школьного возраста и контроль за посещением ими учебных занятий, укомплектование школ учителями соответствующей квалификации; строительство и содержание школ за счет государства; материальная помощь государства учащимся, разносторонняя помощь школе со стороны общественности.
Лит.: Ленин В. И., Проект программы Российской социал-демократической рабочей партии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6; его же, К вопросу о политике министерства народного просвещения, там же, т. 23; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании. Сб. документов за 1917—1947 гг., в. 1—2. М. — Л., 1947; Малышев М. П., О всеобщем обучении в СССР, в сб.: Вопросы организации всеобщего обучения, М., 1953; Культурное строительство СССР. Статистический сб., М., 1956; СССР в цифрах. Статистический сб. М. 1958; Страна Советов за 50 лет. Сб. статистических материалов, М., 1967; Народное образование в СССР. 1917—1967, М., 1967; Просвещение в странах мира, М., 1967.
А. М. Новиков. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 16:24:30
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|