Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Всеобщее

Всеобщее (далее В) форма существования всех особенных и единичных явлений, закономерная форма их взаимосвязи в составе конкретного целого. Различаются абстрактно-В и конкретно-В Абстрактно-В - отражаемое в созерцании и представлении сходство, подобие, тождество всех чувственно-воспринимаемых явлений, одинаково свойственные каждому из них, взятому порознь, "признак" (определенность вообще). Конкретно-В - отражаемая в понятии внутренне необходимая связь (взаимообусловленность) различных и противоположных явлений, закон их перехода и превращения друг в друга, выступающие на поверхности явлений не в виде их сходства, подобия и тождества, а, наоборот, через их различие, особенность, противоположность.

  Полемика между различными решениями проблемы В пронизывает всю историю философии. Первоначально для философии характерно непосредственно-предметное толкование В - как воды, огня, апейрона, воздуха, т. е. как особенного вещества, из которого состоят все вещи, как их субстанции. Этому пониманию противостоит толкование В как бестелесного прообраза единичных вещей, как "чистой формы". В попытках соединить два указанных аспекта "путается" и "бьется", по выражению В И. Ленина, мысль Аристотеля (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 327 и 316). Трудности, связанные с отношением В к особенному и единичному, лежат и в основе спора между двумя философскими направлениями - реализмом и номинализмом в средние века. Наличие В в сознании (в мышлении, языке) несомненно для философов всех направлений, и спор идет исключительно об объективной реальности В вне сознания, вне мышления. Субъективно-психологическое толкование В как "значения знака", как абстракции от всех объективных эмпирически данных различий, находит свое завершение в современном неопозитивизме, в понимании В как чисто лингвистической категории, как факта "языка". Объективное значение В как закона, управляющего движением единичных вещей, отстаивают, с разных позиций, представители материализма (Б. Спиноза, Л. Фейербах) и объективного идеализма (Г. Лейбниц, Г. Гегель). Диалектика отношения В к особенному и единичному наиболее полно представлена в логике Гегеля.

  В философии диалектического материализма В в мышлении понимается как форма отражения объективного единства многообразных явлений природы и общества в сознании человека. Как таковое оно выражается в сознании не в виде абстракции, фиксирующей тождество всех единичных и особенных явлений друг другу в отвлечении от всех их очевидных различий, а в форме системы абстрактных определений, отражающих тождество различий, тождество противоположностей, в движении которых только и состоит реальное (конкретное) единство всех многообразных вещей (явлений) в составе некоторого целого. Абстрактно-В (т. е. В, выделенное путем сравнения и зафиксированное термином) играет в познании важную, но ограниченную роль момента, аспекта постижения конкретно-В и представляет собой скорее принцип образования общего представления. Логическим (методологическим) принципом образования понятия выступает всегда конкретно-В, выражающее "положенную нераздельность моментов в их различии", а не в их абстрактном тождестве друг другу. "...“Не только абстрактно всеобщее, но всеобщее такое, которое воплощает в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного” (все богатство особого и отдельного!)..." - отмечал Ленин (там же, с. 90). "Воплощает в себе" - значит здесь: выражает непосредственно в своих конкретных определениях и притом в двояком смысле. Во-первых, в том, что оно внутри себя расчленено на особенные моменты, и, во-вторых, - в том, что данная форма реальности, будучи вполне “особенной” в ряду других особенных форм того же конкретного целого, является - и именно в силу своей особенности - всеобщим основанием всех других. Так, понятие стоимости в политической экономии выступает как В не в качестве абстракции, фиксирующей одинаковость всех явлений развитого товарного хозяйства, а как конкретное понятие, отражающее внутреннюю диалектику простой товарной формы в ее особенности и даже единичности (Х товара холст = У товара сюртук). Именно на этом пути находится всеобщее выражение всех других категорий явлений, их исторически и логически простейшая форма.

  В в диалектике понимается не как абстрактно-общее правило, под которое может и должен подводиться без противоречия каждый особенный и единичный случай, а как закон превращения (перехода) различных и противоположных явлений друг в друга, как тенденция, как общая необходимость, пробивающая себе дорогу через случайности, через свое собственное "отрицание" и "отрицание отрицания". Другими словами, каждый частный (особенный и единичный) случай, взятый порознь, может формально "опровергать", отрицать абстрактные определения В, и только вся масса таких случаев, взаимно корректирующих друг друга, реализует и доказывает ("утверждает") свое собственное В Абстрактно понятое В поэтому может стать в антиномическом отношение к формам своего собственного проявления, к своим собственным "особенным" формам (например, закон стоимости в его всеобщей форме и факт прибыли, прибавочной стоимости). Выступая в "бытии" (в природе и общественном развитии) как закон, как необходимость взаимного полагания (перехода, превращения) различных и противоположных форм развития материи, В раскрывается в познании через конкретный анализ всей цепи таких переходов и превращений, а не через абстракцию (отвлечение) от их конкретности, от их особенностей, не через фиксацию одинакового, абстрактно-тождественного в них. Форма всеобщности, по Энгельсу, "... есть соединение многих конечных вещей в бесконечное" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 548-49) и именно поэтому составляет форму их "внутренней завершенности" (там же), внутреннюю (диалектическую) противоположность их конечности, их особенности, их единичности, их внутренней незавершенности, полагаемой извне другими вещами, другими дискретными моментами в непрерывной связи развития. Именно поэтому человеческое мышление способно выявить В в качестве внутренне необходимого момента "особенного", т. е. по необходимости ограниченного во времени и пространстве круга явлений, не нуждаясь для этого в исследовании всех явлений в бесконечном пространстве и времени, всех без исключения частных случаев. Для выявления В оказывается достаточно исчерпывающего анализа типичного "частного" случая, проверенного практикой, экспериментом.

  Лит.: Маркс К., Введение (Из экономических рукописей 1857-1858), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12; его же, Замечания на книгу Адольфа Вагнера "Учебник политической экономии...", там же, т. 19; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; Гегель Г. В Ф., Наука логики. Собр. соч., т. 5-6, М., 1937-1939.

  Э. В Ильенков.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 07:46:36