Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Аккумулятор

Аккумулятор (далее А) (лат. accumulator — собиратель, от accumulo — собираю, накопляю), устройство для накопления энергии с целью ее последующего использования. В зависимости от вида накапливаемой энергии различают А: электрические, гидравлические, тепловые, инерционные.

  Электрический А служит для накопления электрической энергии путем превращения ее в с обратным преобразованием по мере надобности; источник электрического тока многоразового пользования, работоспособность которого может быть восстановлена путем заряда, т. е. пропусканием тока в направлении, обратном направлению тока при разряде (см. Химические источники тока). Первые опыты по созданию электричества А были проведены в начале 19 в. В. В. Петровым и И. Риттером. Особенно большой вклад в изучение свойств, разработку и совершенствование конструкций А внесли русские ученые Э. Х. Ленц, Д. А Лачинов, Е. П. Тверитинов, Н. Н. Бенардос, П. Н. Яблочков, М. П. Авенариус, английский физик У. Гров, француз Г. Планте и многие др. (в мировой практике только по А к 1937 зарегистрировано 20 000 патентов). В 1900 Т. А Эдисон изобрел А щелочного типа, получивший широкое распространение. Электрический А состоит из 2 электродов, погруженных в раствор электролита; разность потенциалов электродов — эдс А Преобразование энергии в электрическую происходит при наличии замкнутой электрической цепи на основе (токообразующей) реакции. Наиболее распространенные электрические А, в соответствии с электрохимической схемой, делятся на (кислотные), (щелочные), и (табл.). А характеризуется сроком службы, т. е. числом возможных циклов заряд-разряд, допустимым без значительного падения характеристик; электрическим зарядом (распространен термин "емкость"), т. е. количеством электричества в кулонах (к), килокулонах (кк) или в ампер-часах (а(ч), которое он может отдать при разряде; средним напряжением в в, во время заряда и разряда; удельной энергией в дж, кдж или вт(ч, снимаемой при разряде с 1 кг массы или 1 дм3 объема; отдачей по энергии (кпд) (1 ач = 3600 к; 1 втч = 3600 дж).

  Область применения А группы (табл.) — автомобильный транспорт (см. Электрооборудование транспортных машин), авиация, связь. Например, стартерные аккумуляторные батареи типа 6СТ-68 ЭМС или 6ТСТ-120ЭМС, стационарные А типа СН-1, СН-З и др. в закрытом исполнении для работы на электрических станциях, телеграфных и телефонных узлах связи. А группы используют в авиации, средствах связи, на электротранспортных машинах, в космических аппаратах и для питания переносной аппаратуры. Например, тяговые аккумуляторы ТНЖ-ЗООВМ применяют на электропогрузчиках и электроштабелерах; герметичные аккумуляторы типа КНГМ-10Д — для шахтных светильников; КНГ-1Д — для протезов с биоэлектрическим управлением; КНГЦ-ЗД, дисковые А и батареи типа Д-0,06; Д-0,1; Д-0,25 и 7Д-0,1 — для питания малогабаритных радиоприемников, электрических фонарей, слуховых аппаратов, фотовспышек и т.д. А Ill и групп применяют в авиации, средствах связи, киносъемочной аппаратуре и т. п.

  А гидравлический служит для выравнивания давления и расхода жидкости или газа в гидравлических установках. Различают А грузовые и воздушные, поршневые и беспоршневые. А гидравлические используют в системах с резко переменным расходом жидкости или газа. В периоды уменьшения потребления А накапливает жидкость (газ), поступающую от насосов (или компрессоров), и отдает ее в моменты наибольших расходов. А состоит из резервуара, обычно цилиндрической формы, со свободно перемещающимся внутри поршнем (рис. а). В резервуар подается жидкость под давлением, которое удерживается постоянным благодаря внешнему воздействию на поршень груза либо воздуха из подключенной пневмосети. В беспоршневых А (рис. б) давление поддерживается постоянным за счет давления в пневмосети, непосредственно соединенной с резервуаром А, причем давление воздуха равно давлению жидкости. Разновидность гидравлического А — пневматический А для уменьшения колебаний давления сжатого воздуха в пневматической сети. Применяют в крупных пневматических сетях, на ветроэлектростанциях и т. п. Представляет собой резервуар, включенный в воздуховод и снабженный предохранительным клапаном. Клапан регулируют на заданное предельное давление.

  А тепловой служит для накопления тепловой энергии с целью выравнивания тепловой и силовой нагрузок и устранения перебоев в снабжении паром и энергией промышленных установок (см. Котел-аккумулятор).

  А инерционный — движущееся тело, количество движения которого значительно превышает количество движения внешних сил, воздействующих на это тело. Наиболее широко в качестве А инерционного применяют вращающийся маховик (например, инерционный двигатель, получивший распространение в детских игрушках).
Основные типы электрических аккумуляторов<


Тип аккумулятора

Группа

Электрохимич. система

Разрядное напряже-ние (в)

Макс. плотность электрич тока

Уд. энергия


Срок службы

(циклы)









а/м2

ма/см2

кдж/кг

втч/кг



(кислотные)







 









и (щелочные)




(+)РЬО2(Н24)(-)

(+)()(-)

(+)()(-)


2,0—1,8

1,3—1,0

1,3—1,0


1000

500—2000

500



100

50—200

50

35—110

70—125

90—126

10—30

20—35

25—35


200—500

1000—3000


. . .. . .



(+)20()(-)

(+)20()(-1)

1,5—1,3

1,1—0,9

1000—2000

300—500

100-200

30-50

360—430

215—250

100—120

60—70

20—100

50—500


  Лит.: Терентьев Б. П., Электропитание радиоустройств, 2 изд., М., 1958; Вайнел Д ж. В., Аные батареи, пер. с англ., 4 изд., М. — Л., 1960; Багоцкий В. С., Флеров В. Н., Новейшие достижения в области источников тока, М. — Л., 1963.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 21:44:58