|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Аккумулятор | Аккумулятор (далее А) (лат. accumulator — собиратель, от accumulo — собираю, накопляю), устройство для накопления энергии с целью ее последующего использования. В зависимости от вида накапливаемой энергии различают А: электрические, гидравлические, тепловые, инерционные.
Электрический А служит для накопления электрической энергии путем превращения ее в с обратным преобразованием по мере надобности; источник электрического тока многоразового пользования, работоспособность которого может быть восстановлена путем заряда, т. е. пропусканием тока в направлении, обратном направлению тока при разряде (см. Химические источники тока). Первые опыты по созданию электричества А были проведены в начале 19 в. В. В. Петровым и И. Риттером. Особенно большой вклад в изучение свойств, разработку и совершенствование конструкций А внесли русские ученые Э. Х. Ленц, Д. А Лачинов, Е. П. Тверитинов, Н. Н. Бенардос, П. Н. Яблочков, М. П. Авенариус, английский физик У. Гров, француз Г. Планте и многие др. (в мировой практике только по А к 1937 зарегистрировано 20 000 патентов). В 1900 Т. А Эдисон изобрел А щелочного типа, получивший широкое распространение. Электрический А состоит из 2 электродов, погруженных в раствор электролита; разность потенциалов электродов — эдс А Преобразование энергии в электрическую происходит при наличии замкнутой электрической цепи на основе (токообразующей) реакции. Наиболее распространенные электрические А, в соответствии с электрохимической схемой, делятся на (кислотные), (щелочные), и (табл.). А характеризуется сроком службы, т. е. числом возможных циклов заряд-разряд, допустимым без значительного падения характеристик; электрическим зарядом (распространен термин "емкость"), т. е. количеством электричества в кулонах (к), килокулонах (кк) или в ампер-часах (а(ч), которое он может отдать при разряде; средним напряжением в в, во время заряда и разряда; удельной энергией в дж, кдж или вт(ч, снимаемой при разряде с 1 кг массы или 1 дм3 объема; отдачей по энергии (кпд) (1 а•ч = 3600 к; 1 вт•ч = 3600 дж).
Область применения А группы (табл.) — автомобильный транспорт (см. Электрооборудование транспортных машин), авиация, связь. Например, стартерные аккумуляторные батареи типа 6СТ-68 ЭМС или 6ТСТ-120ЭМС, стационарные А типа СН-1, СН-З и др. в закрытом исполнении для работы на электрических станциях, телеграфных и телефонных узлах связи. А группы используют в авиации, средствах связи, на электротранспортных машинах, в космических аппаратах и для питания переносной аппаратуры. Например, тяговые аккумуляторы ТНЖ-ЗООВМ применяют на электропогрузчиках и электроштабелерах; герметичные аккумуляторы типа КНГМ-10Д — для шахтных светильников; КНГ-1Д — для протезов с биоэлектрическим управлением; КНГЦ-ЗД, дисковые А и батареи типа Д-0,06; Д-0,1; Д-0,25 и 7Д-0,1 — для питания малогабаритных радиоприемников, электрических фонарей, слуховых аппаратов, фотовспышек и т.д. А Ill и групп применяют в авиации, средствах связи, киносъемочной аппаратуре и т. п.
А гидравлический служит для выравнивания давления и расхода жидкости или газа в гидравлических установках. Различают А грузовые и воздушные, поршневые и беспоршневые. А гидравлические используют в системах с резко переменным расходом жидкости или газа. В периоды уменьшения потребления А накапливает жидкость (газ), поступающую от насосов (или компрессоров), и отдает ее в моменты наибольших расходов. А состоит из резервуара, обычно цилиндрической формы, со свободно перемещающимся внутри поршнем (рис. а). В резервуар подается жидкость под давлением, которое удерживается постоянным благодаря внешнему воздействию на поршень груза либо воздуха из подключенной пневмосети. В беспоршневых А (рис. б) давление поддерживается постоянным за счет давления в пневмосети, непосредственно соединенной с резервуаром А, причем давление воздуха равно давлению жидкости. Разновидность гидравлического А — пневматический А для уменьшения колебаний давления сжатого воздуха в пневматической сети. Применяют в крупных пневматических сетях, на ветроэлектростанциях и т. п. Представляет собой резервуар, включенный в воздуховод и снабженный предохранительным клапаном. Клапан регулируют на заданное предельное давление.
А тепловой служит для накопления тепловой энергии с целью выравнивания тепловой и силовой нагрузок и устранения перебоев в снабжении паром и энергией промышленных установок (см. Котел-аккумулятор).
А инерционный — движущееся тело, количество движения которого значительно превышает количество движения внешних сил, воздействующих на это тело. Наиболее широко в качестве А инерционного применяют вращающийся маховик (например, инерционный двигатель, получивший распространение в детских игрушках). Основные типы электрических аккумуляторов<
Тип аккумулятора | Группа | Электрохимич. система | Разрядное напряже-ние (в) | Макс. плотность электрич тока | Уд. энергия
| Срок службы
(циклы) |
|
|
|
| а/м2 | ма/см2 | кдж/кг | вт•ч/кг |
| (кислотные) | |
|
|
|
|
|
|
| и (щелочные) |
|
(+)РЬО2(Н24)(-)
(+)()(-)
(+)()(-) |
2,0—1,8
1,3—1,0
1,3—1,0 |
1000
500—2000
500
|
100
50—200
50 | 35—110
70—125
90—126 | 10—30
20—35
25—35 |
200—500
1000—3000
| . . .. . . |
| (+)20()(-)
(+)20()(-1) | 1,5—1,3
1,1—0,9 | 1000—2000
300—500 | 100-200
30-50 | 360—430
215—250 | 100—120
60—70 | 20—100
50—500 | | | | | | | | | | |
Лит.: Терентьев Б. П., Электропитание радиоустройств, 2 изд., М., 1958; Вайнел Д ж. В., Аные батареи, пер. с англ., 4 изд., М. — Л., 1960; Багоцкий В. С., Флеров В. Н., Новейшие достижения в области источников тока, М. — Л., 1963.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 20:45:34
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|