|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
 |
Волго-Донской судоходный канал | Волго-Донской судоходный канал (далее В) имени В. И. Ленина, соединяет рр. Волгу и Дон в месте наибольшего их сближения. Длина водного пути 101 км (из них 45 км проходят по рекам и водохранилищам).
Проблема соединения Волги и Дона имеет многовековую историю. Попытку построить судоходный канал предпринял Петр 1 в конце 17 в. Позднее были разработаны еще несколько проектов соединения этих рек, но они не были осуществлены. Сооружение В.-Д. с. к. началось перед Великой Отечественной войной 1941—45, прервавшей работы по строительству канала. В 1948—52 В.-Д. с. к. был построен и стал важным звеном единой глубоководной транспортной системы Европейской части СССР.
В.-Д. с. к. идет от Сарептского затона Волги (в южной части Волгограда) по долине р. Сарпы, вдоль подножия Ергеней, по водоразделу Волги и Дона, выходит в долину р. Червленой, проходит через водохранилища Варваровское, Береславское (на р. Червленой), Карповское (на р. Карповке) и выходит в р. Дон у г. Калача-на-Дону на Цимлянском водохранилище, образованном плотиной Цимлянской ГЭС. На волжском склоне (на участке в 20 км) расположено 9 однокамерных однониточных шлюзов, поднимающих суда на 88 м, на донском склоне — 4 таких же шлюза со спуском в 44 м. Канал питается донской водой, которая подается на его водораздельную часть тремя мощными насосными станциями (Карповской, Мариновской и Варваровской). Часть воды используется для орошения. Габариты шлюзовых камер на канале меньше волжских, но допускают движение судов грузоподъемностью до 5 тыс. т, которые, однако, не могут проходить с полным грузом по еще не шлюзованному нижнему Дону. Главные массовые грузы с Дона на Волгу: донецкий (перегрузка с дороги главным образом в Усть-Донецком порту) в основном в волжские города и в Центральный район, минеральные стройматериалы, зерно. С Волги на Дон: верхневолжский, камский и сибирский лес (последний с перевалкой с дороги в портах бассейна Камы), серный колчедан с Урала, нефтепродукты с Поволжья. В пассажирском движении значительно число туристских теплоходов.
В.-Д. с. к. совместно с Цимлянским гидроузлом (группа архитекторов под руководством Л. М. Полякова) — единый архитектурный ансамбль, тематика которого посвящена сражениям за Царицын в годы Гражданской войны, за Сталинград в годы Великой Отечественной войны.
Лит.: Бернштейн-Коган С. В., Волго-Дон. Историко-географический очерк, М., 1954; Стражевский А., Шмелев А., Ленинград — Астрахань — Ростов-на-Дону. (Путеводитель), М., 1968.
М. Б. Вольф.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
 |
 |
 |
|
|
Новости 23.02.2025 14:58:53
|
|
|
 |
|
|
 |
 |
 |
|