Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Воздушная подушка

Воздушная подушка (далее В) область повышенного давления воздуха между основанием машины и опорной поверхностью, между подвижными и неподвижными элементами механизмов в приборах, машинах-орудиях. Применяется в транспортных устройствах (судно на воздушной подушке, экраноплан и так называемые летательные аппараты), в различных приборах (гироскопах) и механизмах в роли "воздушного подшипника" для уменьшения трения между взаимно соприкасающимися поверхностями. Различают статический и динамический способы образования В В статическом способе давление в В создается вентилятором или компрессором, в динамическом - относительной скоростью воздушного потока. Из многих известных схем (способов) образования В основные: камерная, сопловая, щелевая и крыльевая.

  По камерной схеме (рис., а) подъемная сила возникает вследствие статического давления воздуха, нагнетаемого вентилятором под основание камеры. От действия подъемной силы камера поднимается и через образовавшийся между кромками камеры и опорной поверхностью зазор происходит истечение воздуха. Так как площадь истечения достаточно велика, то даже при сравнительно малых зазорах требуется значительный расход воздуха. По сопловой схеме (рис., б) В образуется за счет истечения воздуха из сопла, расположенного по периметру соплового устройства. Подъемная сила складывается из силы статического давления на основание соплового устройства и реактивных сил истечения воздуха через сопло. Эта схема позволяет получать большие зазоры между основанием соплового устройства и опорной поверхностью при меньших расходах воздуха. По щелевой схеме (рис., в) В образуется в тонкой щелевой полости, из которой воздух вытекает во все стороны. Эта полость располагается между специальной профилированной несущей и опорной поверхностями транспортного устройства, подвижными и неподвижными элементами механизмов в машине-орудии. Повышенное давление в В поддерживается в результате относительного движения поверхностей и вязкости проходящего через щель воздуха. По крыльевой схеме (рис., г) В образуется вследствие повышенного давления воздуха под крылом летательного аппарата (например, экраноплана) при его движении с некоторым углом атаки вблизи опорной поверхности.

  Лит.: Степанов Г. Ю., Гидродинамическая теория аппаратов на воздушной подушке, М., 1963.

  К. П. Вашкевич.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 03:34:18