Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Военно-Воздушные Силы

Военно-Воздушные Силы (далее В) (ВВС), вид вооруженных сил государства, предназначенный для самостоятельных действий при решении оперативно-стратегических задач и для совместных действий с другими видами вооруженных сил. По своим боевым возможностям современные ВВС способны наносить поражение авиационным, ракетным, сухопутным и морским группировкам противника, разрушать важные военные объекты в его тылу, содействовать сухопутным войскам и ВМФ в проводимых ими операциях, вести воздушную разведку в интересах всех видов вооруженных сил, осуществлять транспортировку крупных воздушных десантов с их материальной частью, обеспечивать маневр войск и доставлять им материальные средства по воздуху. Основные свойства ВВС как вида вооруженных сил: высокая маневренность, большой пространственный размах действий, способность быстро переносить усилия с одних направлений и объектов на другие, оказывать воздействие на глубокий тыл противника, наносить внезапные удары с воздуха для поражения крупных, малоразмерных, стационарных и подвижных объектов.

  ВВС СССР состоят из 3 видов авиации: дальней (стратегической), фронтовой и военно-транспортной. Морская авиация и авиация ПВО входят соответственно в состав ВМФ и Войск ПВО страны. На вооружении ВВС находятся: бомбардировщики — дальние (стратегические), фронтовые; истребители-бомбардировщики (штурмовики), истребители; разведывательные самолеты (пилотируемые и беспилотные); военно-транспортные самолеты и вертолеты.

  ВВС крупных капиталистических государств состоят из стратегической, тактической, военно-транспортной авиации и авиации ПВО. В США, кроме того, в ВВС входят соединения межконтинентальных баллистических ракет и военно-космические средства. ВМС США, Великобритании, имеют свою авиацию. Организационно ВВС большинства стран состоят из оперативных авиационных объединений, соединений и частей (крыльев — в США), из частей тыла, связи и радиотехнического обеспечения.

  История ВВС связана с развитием авиационной техники (см. Авиация). Появление первых военных самолетов в крупных государствах относится к 1909—10. В России самолеты в военных целях впервые были использованы на маневрах Петербургского, Варшавского и Киевского военных округов в 1911. На каждой стороне действовало по одному авиационному отряду, которые выполняли задачи по ведению воздушной разведки и фотографированию местности. В боевых условиях русские самолеты впервые применены в 1912—13 в 1-й Балканской войне, когда русский авиационный отряд действовал на стороне Болгарии.

  К началу 1-й мировой войны 1914—18 крупные государства имели: Россия — 263 военных самолета преимущественно французского производства, — 156, Великобритания — 30, США — 30, — 232, Австро-Венгрия — 65, Италия — 30. Военные самолеты того времени могли развивать скорость до 120 км/ч и достигать высоты до 4000 м. С началом войны они применялись главным образом для ведения воздушной разведки и корректирования огня артиллерии. В начале 1915 разведывательные самолеты воюющих стран были оборудованы бомбодержателями, бомбосбрасывателями, бомбардировочными прицелами и вооружены пулеметами; возникла бомбардировочная авиация. В России в 1914 был принят на вооружение первый в мире 4-моторный бомбардировщик "Илья Муромец", а в декабре 1914 сформирована первая эскадра из 10 таких самолетов. К лету 1916 эскадра состояла уже из 20 самолетов. Для борьбы с самолетами, выполнявшими воздушную разведку и бомбометание, в первое время использовались наиболее скоростные и маневренные самолеты-разведчики, вооруженные пулеметами. В последующем стали строиться самолеты-истребители; появилась истребительная авиация. В 1915 на вооружении имелись одноместные самолеты-истребители: во "Ньюпор" и "Спад", в "Фоккер", в России французские самолеты "Ньюпор". В ходе войны ВВС превратились в одно из средств боевого воздействия на противника. Началась борьба за господство в воздухе, которая сводилась главным образом к воздушным боям. Начало активной борьбе в воздухе с самолетами противника положили русские летчики, прежде всего П. Н. Нестеров, Е. Н. Крутень, К. К. Арцеулов и др. Они разработали фигуры сложного пилотажа и принципы ведения воздушного боя.

  В годы 1-й мировой войны численность авиации воюющих государств резко возросла. Если в начале войны во всех воюющих странах имелось всего 806 боевых самолетов, то к концу войны имела 2730 самолетов, Австро-Венгрия — 622, — 3321, Великобритания — 1758, США — 740, Италия — 842, Россия — 590. Всего было свыше 10 тыс. самолетов, в том числе разведчиков 44,9%, истребителей — 40,4%, бомбардировщиков — 14,7%. К концу войны скорость лучших типов самолетов-истребителей повысилась до 200—220, разведчиков — до 170—180, бомбардировщиков—до 160—170 км/ч. В составе ВВС русской армии вследствие технико-экономической отсталости страны были главным образом устаревшие самолеты иностранных фирм.

  Советские ВВС создавались вместе с Красной Армией. 28 октября (10 ноября) 1917 по инициативе В. И. Ленина было образовано Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания (председатель А. В. Можаев). В декабре была учреждена Всероссийская авиационная коллегия по управлению Воздушным флотом Республики (председатель К. В. Акашев), на которую возлагались руководство формированием авиационных частей, центральных и местных управлений Воздушного флота Республики, подготовка авиационных кадров и материально-техническое обеспечение. В январе 1918 были сформированы первые 6 авиационных отрядов (по 12 самолетов в каждом), направленные под Петроград, на Украину и в Белоруссию. Одновременно с созданием первых авиационных частей проводилась реорганизация органов управления. 24 мая 1918 было создано Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Военно-Воздушного флота (до февраля 1921 начальник К. В. Акашев), которое объединяло ВВС страны. К ноябрю 1918 было сформировано 38 авиаотрядов, к весне 1919 — 61 (45 разведывательных, 12 истребительных, 3 артиллерийских, 1 аэрофотографический). Всего на фронтах Гражданской войны в 1918—20 одновременно действовало до 350 советских самолетов. Для руководства боевой деятельностью авиационных частей на фронтах Гражданской войны в августе 1918 было создано Полевое управление авиации и воздухоплавания при Реввоенсовете Республики — сокращенно Авиадарм (авиация действующей армии), начальником которого с сентября 1918 по февраль 1921 был А. В. Сергеев. Летные кадры для ВВС в 1918 готовились в 1-й Московской и в Егорьевской школах летчиков, а также в Петроградской военной школе летчиков-наблюдателей. В 1919 организован Московский авиационный техникум, который в 1920 реорганизован в институт инженеров Красного Воздушного Флота. В ноябре 1922 на базе этого института создана Академия Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского).

  В период Гражданской войны авиационные отряды были объединены в авиационные группы, которые использовались на главных направлениях действий сухопутных войск, и наносили бомбовые удары по вражеским объектам, вели воздушные бои, воздушную разведку, поддерживали связь, сбрасывали листовки и агитационную литературу. В это время были заложены основы оперативного искусства ВВС и тактики родов авиации. За мужество и отвагу при выполнении боевых заданий 219 летчиков и летчиков-наблюдателей были награждены орденом Красного Знамени, а 16 летчиков дважды удостоены этой награды.

  После окончания Гражданской войны начался постепенный рост численности и качественный рост ВВС. В 1924—33 на вооружение ВВС поступили отечественные истребители И-2, И-3, И-4, И-5, разведчики Р-3, тяжелые бомбардировщики ТВ-1, ТВ-3. За 1930—40 производство военных самолетов возросло в 6,5 раза. На вооружение ВВС были приняты истребители И-15, И-16, И-153, бомбардировщики СБ, Ил-4, ТВ-7. В 1939—40 советскими авиаконструкторами были разработаны новые типы современных боевых самолетов.

  В 1924 авиационные отряды были сведены в однородные эскадрильи (по 18—43 самолета), которые в конце 20-х гг. заменены авиационными бригадами. В 1938—39 ВВС были переведены с бригадной организации на полковую и дивизионную. Основной тактической единицей стал полк, состоящий из 4—5 эскадрилий (60—63 самолета, а в тяжелобомбардировочном полку — 40 самолетов). В соответствии с назначением и задачами ВВС изменился удельный вес различных родов авиации в составе ВВС: бомбардировочная и штурмовая авиация к 1940—41 составляла 51,9%, истребительная — 38,6%, разведывательная — 9,5%. Однако многие типы самолетов по основным тактико-техническим данным еще уступали однотипным самолетам ВВС капиталистических государств. Рост технической оснащенности ВВС, их численное увеличение потребовали значительного улучшения дела подготовки командных, инженерных и летно-технических кадров. В 1938 подготовка летно-технических кадров для ВВС осуществлялась в 18 летных и технических училищах. Командный факультет Академии им. Н. Е. Жуковского в 1940 был преобразован в Военно-воздушную академию командного и штурманского состава (ныне Военно-воздушная академия им. Ю. А. Гагарина).

  В 1921—41 руководство советскими ВВС осуществляли: А. В. Сергеев (февраль 1921 — конец 1922), А. П. Розенгольц (март 1923 — декабрь 1924), П. И. Баранов (декабрь 1924 — июнь 1931), командарм 2-го ранга Я. И. Алкснис (июнь 1931 — декабрь 1937), командарм 2-го ранга А. Д. Лактионов (декабрь 1937 — сентябрь 1939), генерал-лейтенант авиации Я. В. Смушкевич (сентябрь 1939 — апрель 1940), генерал-лейтенант авиации П. В. Рычагов (апрель 1940 — апрель 1941).

  ВВС капиталистических государств в 1918—39 получили значительное развитие и к началу 2-й мировой войны 1939—45 имели в строю боевых самолетов: — 4400, США — 8000, Япония — 4500, Великобритания — 4030, — 3330, Италия — 2950. Удельный вес бомбардировочной авиации в составе ВВС всех стран увеличился по сравнению с 1918 в 2,5 раза, а истребительной и разведывательной авиации — уменьшился. ВВС делились на 5 воздушных флотов — оперативных объединений, каждый из которых включал 800—1200 самолетов. ВВС Великобритании были самостоятельным видом вооруженных сил, подчинялись министру авиации и делились на истребительные и бомбардировочные командования; морская авиация подчинялась военно-морскому министру. ВВС США до 2-й мировой войны не имели единого командования. Авиационные части и соединения, предназначенные для поддержки войск, объединялись в воздушные корпуса, которые подчинялись командованию войск. Годовое производство самолетов в 1939 составляло: в — 10 000, Великобритании — 5800, — 3200, Италии — 3000, Японии — 2500, США — 2400.

  В СССР перед началом 2-й мировой войны КПСС и Советским правительством были приняты меры по форсированию производства лучших типов самолетов. В 1940—41 были начаты серийный выпуск истребителей Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, бомбардировщиков Пе-2, Пе-8, штурмовиков Ил-2 и перевооружение ими авиационных полков. Эти типы самолетов превосходили однотипные самолеты ВВС Например, максимальная скорость самолета Як-1 на 30 км/ч превышала скорость Ме-109; самолеты Пе-2 и Пе-8 по сравнению с Ju-88 и -111 имели большую бомбовую нагрузку и скорость полета. Штурмовик Ил-2 по сравнению с немецким штурмовиком -129 имел большую скорость и дальность полета и лучшее вооружение — реактивные снаряды и 400-кг бомбы. Однако к началу Великой Отечественной войны перевооружение советских авиачастей новой авиационной техникой и переучивание летного состава не были закончены.

  С началом Великой Отечественной войны 1941—45 в результате внезапных ударов немецко-фашистской авиации по аэродромам советские ВВС в первый день войны понесли серьезный урон в самолетах. Несмотря на тяжелые потери в самолетах на аэродромах, борьба с немецкой авиацией приобрела ожесточенный характер. Численному превосходству противника были противопоставлены высокое напряжение действий советских ВВС, боевое мастерство, отвага и героизм летного состава. На вооружение ВВС стали поступать новейшие самолеты-истребители Як-7б, Як-9, Як-3, Ла-5, Ла-7, Ла-9, двухместные штурмовики Ил-2, а с лета 1944 — Ил-10, бомбардировщики Ту-2, новые пушки, бомбы, в том числе противотанковые, радио- и радиолокационные станции, аэронавигационное оборудование, аэрофотоаппараты и другая техника и вооружение. В мае 1942 во фронтовой авиации были созданы воздушные армии — крупные авиационные оперативные объединения (к концу года их насчитывалось 13). С осени 1942 началось формирование отдельных авиационных корпусов Резерва Верховного Главнокомандования как наиболее целесообразной формы авиационных резервов. В марте 1942 дальняя и тяжелобомбардировочная авиация была изъята из подчинения командующего ВВС и преобразована в Авиацию дальнего действия с непосредственным подчинением Ставке. Изменение организационной структуры и резко возросшая численность ВВС позволили массированно применять авиацию на решающих направлениях действий сухопутных войск и осуществлять централизованное управление ею. Высокие боевые качества советских ВВС особенно ярко проявились в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском, в операциях на Правобережной Украине, в Белоруссии, Ясско-Кишиневской, Висло-Одерской и Берлинской. Если в операциях 1941 участвовало 200—500 самолетов, то в 1943—45 — до нескольких тысяч, а в Берлинской операции 1945 — до 8400 самолетов. Авиационная промышленность систематически увеличивала производство самолетов. Среднемесячный выпуск во 2-й половине 1941 составлял 1630 самолетов, в 1942 — 2120, в 1943 — 2907, в 1944 — 3355 и в 1945 — 2206 самолетов.

  За годы Великой Отечественной войны советские летчики совершили около 4 млн. боевых самолето-вылетов и сбросили на врага 30,5 млн. бомб. В воздушных боях и на аэродромах было уничтожено 55 тыс. немецких самолетов (84% всех потерянных ими на Восточном фронте). Советскими летчиками была оказана большая помощь партизанам. Только полки дальней авиации и Гражданского Воздушного Флота совершили около 110 тыс. самолето-вылетов, доставив партизанам 17 тыс. т вооружения, боеприпасов, продовольствия и медикаментов, перевезли по воздуху свыше 83 тыс. партизан. Советские летчики показали многочисленные примеры беззаветной преданности Родине, подлинного героизма и высокого боевого мастерства. Беспримерные подвиги совершили летчики Н. Ф. Гастелло, В. В. Талалихин, А. П. Маресьев, И. С. Полбин, Б. Ф. Сафонов, Т. М. Фрунзе, Л. Г. Белоусов, З. А. Сорокин, П. Т. Харитонов, С. И. Здоровцев, М. П. Жуков и многие др. Свыше 200 тыс. воинов советских ВВС награждены орденами и медалями, 2420 авиаторам присвоено звание Героя Советского Союза, 65 летчикам — звание дважды Героя Советского Союза и двум — звание трижды Героя Советского Союза (А. И. Покрышкин и И. Н. Кожедуб). Две трети авиационных соединений и частей получили почетные наименования, более одной трети удостоены звания гвардейских. Советскими ВВС во время Великой Отечественной войны руководили командующие ВВС генерал-лейтенант авиации П. Ф. Жигарев (апрель 1941 — февраль 1942) и Главный маршал авиации А. А. Новиков (апрель 1942 — март 1946).

  ВВС Великобритании и США в период 1941—45 на европейском и африканском театрах войны действовали в благоприятной для них обстановке, так как основные силы немецких ВВС были скованы на советско-германском фронте. Однако и в этих условиях английские бомбардировщики до лета 1943 вели лишь ограниченные действия по немецким объектам, а усилия ВВС США сосредоточивались главным образом в районе Тихого океана против Японии и в районе Средиземного моря для обеспечения морских десантных операций.

  ВВС воюющих государств в ходе 2-й мировой войны в своем развитии достигли новых высоких количественных и качественных показателей. Производство боевых самолетов всех воюющих государств за годы войны составило 450 тыс. Значительно повысились летно-технические характеристики самолетов: скорость истребителей достигла 650— 720 км/ч, бомбовая нагрузка фронтовых бомбардировщиков — 2 тыс. кг, а дальность полета — 2 тыс. км. В США и Великобритании была создана стратегическая авиация. Дальнейшее развитие получили авиационные средства поражения: появились фугасные бомбы массой до 9000 кг, зажигательные — до 500 кг. применила самолеты-снаряды ФАУ-1, ракетные снаряды ФАУ-2 по объектам на территории Великобритании. Возросли и скорострельность авиационных пушек и пулеметов. ВВС широко применяли реактивные снаряды и радиотехнические средства, обеспечивавшие самолетовождение в любых условиях погоды, в любое время суток, точный выход на объекты действий и эффективное поражение их. Благодаря возросшим транспортным возможностям ВВС широко стала применяться транспортировка крупных воздушных десантов в глубокий тыл противника с различными целями.

  В послевоенные годы советские ВВС были перевооружены реактивными самолетами МиГ-9, МиГ-15, Як-15, Ла-15 и др. На вооружение поступили советские транспортные самолеты и вертолеты. На основе обобщенного опыта, накопленного в период Великой Отечественной войны, были разработаны новые боевые уставы, наставления и руководства по боевому применению видов и родов авиации. Для обеспечения надежного самолетовождения, точного бомбометания и стрельбы самолеты оснащаются различными радиоэлектронными системами; было начато оборудование аэродромов системой "слепой" посадки самолетов по приборам.

  Поступление на вооружение ВВС ядерного оружия обусловило коренные изменения в формах и способах боевого применения ВВС и резко повысило их роль в ведении войны. Одновременно продолжалось техническое развитие авиации. Истребительная авиация получила сверхзвуковые самолеты МиГ-19, вооруженные ракетами класса "воздух-воздух", а на смену устаревшим самолетам-штурмовикам пришли истребители-бомбардировщики МиГ-15 бис. На вооружение дальней авиации поступили новые тяжелые реактивные и турбовинтовые самолеты. Увеличилось производство вертолетов, поступил на вооружение вертолет Ми-6 с турбореактивными двигателями. Количественный и качественный рост военно-транспортных самолетов и вертолетов позволил расширить задачи военно-транспортной авиации, которая полностью оформилась как род авиации. В связи с поступлением на вооружение ВВС сверхзвуковых самолетов, вооруженных ракетами "воздух-воздух" и "воздух-земля", дальняя и фронтовая авиация с 1960 стала превращаться в сверхзвуковую, ракетоносную авиацию. Это значительно повысило боевые возможности ВВС по преодолению ПВО противника и более надежному поражению воздушных, наземных и надводных целей. Продолжала меняться тактика дальней и фронтовой авиации. Самолеты-ракетоносцы получили возможность наносить удары по целям с дальних дистанций, не заходя в зону действий средств ПВО объектов противника. Значительно возросли возможности военно-транспортной авиации. Она стала способной перебрасывать в глубокий тыл противника соединения воздушно-десантных войск с их штатной боевой техникой и вооружением (танки, орудия, ракеты, автомашины). Наряду с техническим развитием ВВС совершенствовались формы и способы их применения. Основными современными формами боевых действий ВВС являются воздушные операции и совместные действия с другими видами вооруженных сил, а основными способами их боевых действий — массированные удары и действия небольшими группами.

  В послевоенный период главнокомандующими советскими ВВС были: Главный маршал авиации К. А. Вершинин (март 1946 — октябрь 1949 и январь 1957 — март 1969), Главный маршал авиации П. Ф. Жигарев (октябрь 1949 — январь 1957), маршал авиации П. С. Кутахов (с марта 1969).

  ВВС капиталистических государств (США, Великобритании, ФРГ) в послевоенный период также перевооружены реактивной авиационной техникой, имеют (особенно в США) управляемые и неуправляемые ракетные снаряды различных классов и назначения. В строительстве ВВС капиталистических государств особое внимание уделяется развитию тактической авиации (США, ФРГ, которая рассматривается в качестве основного средства доставки ядерных боеприпасов на театр военных действий и поддержки войск. Для поражения объектов в глубоком тылу продолжают сохраняться стратегические бомбардировщики типа В-52 (США), "Вулкан"и "Виктор" (Великобритания), "Мираж" (

  Лит.: КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. Сб. документов, 1917—1958, М., 1958; 50 лет Вооруженных Сил СССР (1918—1968), 1968; История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941— 1945, т. 1—6, М., 1963—65; Советские В в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., М., 1968; Военно-воздушные силы, М., 1959; 3алуцкий Г. В., Выдающиеся русские летчики. М. Ефимов, П. Нестеров, Е. Крутень, К. Арцеулов, М., 1953; Лапчинский А. Н., Красный воздушный флот. 1918—1928, М., 1928; Симаков Б. Л. и Шипилов И. Ф., Воздушный флот Страны Советов. Краткий очерк истории авиации нашей Родины, М., 1958; Военно-воздушные силы в современной войне. (По иностранным взглядам), М., 1957; Ли Эшер, Воздушная мощь, пер. с англ., М., 1958., См. также лит. при ст. Авиация.

  К. А. Вершинин.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 13:56:04