Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Водевиль

Водевиль (далее В) (франц. vaudeville), легкая комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами. Родина В — Название происходит от долины р. Вир (Vau de Vire), где жил в 15 в. народный песенник О. Баслен. Вначале В называли песенки в ярмарочных комедиях 1-й половины 18 в. Как самостоятельны театральный жанр В сложился в годы Великой французской революции и вскоре получил общеевропейское распространение. Классики французского В — Э. Скриб, Э. Лабиш — сохранили многие черты В как "народного произведения французов" (А. И. Герцен): задорное веселье, злободневные намеки. В России В появился в начале 19 в., унаследовав от комической оперы 18 в. интерес к отечественным сюжетам. Раннее развитие В связано с именами А. И. Писарева, Н. И. Хмельницкого, А. С. Грибоедова, А. А. Шаховского. В конце 30—40-х гг. в русском В заметны демократические тенденции, сближение с реалистической комедией нравов под влиянием натуральной школы ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского, водевили Ф. А. Кони, В А. Соллогуба, П. А. Каратыгина, Н. А. Некрасова). В конце 19 в. одноактные пьесы А. П. Чехова продолжили традицию В (но без куплетов). В советское время шли на сцене водевили В П. Катаева, В В Шкваркина и др.

  С В в значительной степени связаны развитие комедийного актерского искусства 19 в., борьба против обветшавших традиций классицизма. Игра актеров в лучших образцах В отличалась естественностью, непосредственностью, импровизационной легкостью диалога, чувством юмора; она требовала от исполнителя музыкальности, умения петь и танцевать. Актеры В владели искусством внешнего перевоплощения, трансформации, играя по нескольку ролей в одной небольшой пьеске. Французские актеры — В Дежазе, Ш. Г. Потье, П. Т. Левассор, Э. Арналь и др., подлинные преемники синтетического искусства демократического театра 18 в., блестящие исполнители В, — внесли свой вклад в развитие песенной национальной культуры (например, Дежазе считалась лучшей исполнительницей песен П. Беранже). В русском театре в В выступали, наряду с такими яркими комедийными актерами, как Н. О. Дюр, В Н. Асенкова, Н. В Самойлова, В И. Живокини, для которых легкий жанр был основой репертуара, крупнейшие актеры-реалисты — М. С. Щепкин, И. И. Сосницкий, А. Е. Мартынов, К. А. Варламов, В Н. Давыдов и др. Они внесли в исполнительскую культуру В психологическую тонкость и сатирическую остроту.

  Советский театр воспитал режиссеров, верно чувствующих специфику В (Р. Н. Симонов, Н. П. Акимов и др.), и актеров, овладевших искусством исполнения В (В Я. Хенкин, П. Н. Поль, Ф. Н. Курихин, А. Д. Вениаминов, Н. И. Слонова, С. А. Мартинсон и др.).

  Лит.: Русский водевиль, (предисловие В В Успенского), Л. — М., 1959.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 13:58:52