Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Вкус (эстетический)

Вкус (далее В) эстетический, способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства. В (эстетический) представляет собой результат длительного исторического развития. В процессе общественной практической деятельности создается человеческий вкус к природе, "... музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, - короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 593). Особое значение для воспитания В (эстетический) имеет искусство.

  В эстетике нового времени вплоть до 19 в. шли споры, какую природу имеет В (эстетический): рациональную или иррациональную, основывается он на разуме или на чувстве, является прирожденной или воспитываемой способностью, имеют его суждения всеобщее или индивидуальное значение. Во категория В (эстетический) получила рационалистическое решение в сочинениях Н. Буало, Ш. Батте, Ш. Монтескье, Вольтера и др. Начиная с Буало, находившегося под влиянием рационалистической философии Декарта, основой В (эстетический) считается изучение произведений древности, а его главными признаками - правдоподобие, разумность, ясность. В английской эстетике 17-18 вв. понятие В (эстетический) приобрело не только эстетический, но и нравственный смысл: согласно А. Шефтсбери и Г. Хому, истинный В (эстетический) обусловлен не умом и знанием, а характером, гармонической уравновешенностью в человеке различных аффектов. В (эстетический) проявляется не в следовании стеснительным правилам, а в чувстве правды, в соответствии истине, природе. Английские философы Ф. Хатчесон, а затем Э. Берк утверждали всеобщность эстетического В (эстетический), коренящуюся в общности психофизиологической организации всех людей. Д. Юм акцентировал субъективность вкуса ("о вкусах не спорят").

  И. Кант в "Критике способности суждения" (1790) указал на основную трудность теории вкуса: В (эстетический) должен быть признан одновременно и общественным, и индивидуальным, и обязательным для всех, и зависящим лишь от характера данного индивида, не подчиняющимся рассудочным правилам. Никакие логические доказательства и объяснения не могут заставить человека признать прекрасным то, что ему не нравится, и вместе с тем в природе В (эстетический) заложено притязание на то, что прекрасное для одних людей должно быть прекрасным для всех. Противоречие это, по Канту, неразрешимо: "правила В (эстетический)" не могут быть сформулированы теоретически и В (эстетический) может развиваться лишь при постоянном непосредственном восприятии гениальных художественных произведений, являющихся образцом вкуса. Г. Гегель подверг критике универсализацию понятия В (эстетический), в особенности применительно к оценке и восприятию художественных произведений.

  Марксистско-ленинская эстетика отрицает абстрактный нормативизм в подходе к В (эстетический) и рассматривает его как выражение общественно-исторической культуры человека, проявляющейся во всех областях человеческой жизни - художественном творчестве, многообразных видах трудовой деятельности, в быту, поведении людей и т.п. Видя во В (эстетический) не только способность к созерцанию и пассивной оценке, но прежде всего способность к творчеству, марксистская эстетика преодолевает созерцательный подход в истолковании В (эстетический), свойственный просветительской эстетике 18 в., и подчеркивает его деятельную природу и общественную предметную обусловленность. По словам К. Маркса, "предмет искусства... создает публику, понимающую искусство... и способную наслаждаться красотой" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 718). Формирование и развитие В (эстетический) составляет предмет эстетического воспитания. В ряду проблем социологии В (эстетический) важное значение имеет конкретное исследование влияния средств массовой коммуникации на формирование эстетических оценок.

  Лит.: Маца И. Л., Об эстетическом вкусе, М., 1963; История эстетики, т. 2, М., 1964, с. 93-100, 140-143, 160-162, 166-172, 274, 284-288, 295-297, 299-307, 362-364, 383-390, 407-409, 491-492, 571-575, 804, 818; Лосев А. Ф. и Шестаков В (эстетический) П., История эстетических категорий, М., 1965, с. 258-93; Chambers . ., The history of taste, . ., 1932; Weisbach ., Vom Geschmack und seinen Wandlungen, Basel, 1947; Ziegenfuß ., Die Überwindung des Geschmacks, Potsdam, 1949; Della Volpe G., Critical del gusto, Mil., 1960.

  Б. И. Вязьмин.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 08:17:40