|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Витраж | Витраж (далее В) (франц. vitrage, от лат. vitrum — стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. В строительной практике В также называется сплошное остекление фасада или его значительной части. Цветные В, заполняющие оконные проемы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Судя по фрагментам плоского цветного стекла, найденным в Бени-Хасане (ОАР) и Риме, простейшие В существовали в Древнем Египте со 2-го тыс. до н. э., а в Древнем Риме — с 1 в. н. э. В раннехристианских базиликах Рима (Санта-Сабина, около 430) и Равенны (Сант-Аполлинаре ин Классе, 549) заполнением оконных рам служили алебастр и которые приглушали в интерьере яркий дневной свет и создавали своеобразный декоративный эффект благодаря игравшему в полумраке прихотливому узору естественных прожилок. В 10—12 вв. в романских храмах (собор Нотр-Дам в Шартре до перестройки в 1260; базилика аббатства Клюни, 11 в., не сохранилась) и (собор в Аугсбурге, В начала 12 в.) появились сюжетные В из кусков цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений и скрепленных полосками. Каждая из торжественно застылых фигур святых ("Пророки" собора в Аугсбурге) заполняла оконный проем. Проникавший сквозь В окрашенный свет наполнял интерьер атмосферой таинственности. Это впечатление стало особенно ощутимым в готических храмах с их огромной высотой, простором, колоссальными окнами. В эпоху готики техника В остается той же, что и в романскую, но обогащается цветовой набор стекол, усложняются сюжеты, наряду с религиозными сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников (собор в Шартре, после 1260). Цветное стекло дополняется бесцветным, вставки которого создают эффект иррационального пространственного фона (Собор Парижской богоматери, В 13—14 вв., реставрированы в 19 в.), детали порой выполняются росписью. В 14—15 вв. искусство В получает развитие в Англии (В Вестминстерского аббатства в Лондоне, собора в Уэлсе и др.), где готические традиции удерживались вплоть до 18 в., а также в ряде других стран (Швейцарии, Италии, Польше). Но постепенно в В все большую роль начинает играть роспись, он утрачивает специфическую для средневековья В плоскостность, формы дробятся, мельчают. В эпоху Возрождения эскизы и картоны для В выполняют такие выдающиеся художники, как Л. Гиберти, Уччелло, Донателло в Италии, А. Дюрер в но они мыслят В чаще всего как живопись на стекле. В 16 в. для украшения жилища применяют "кабинетные" В — однотонные со светскими сюжетами. В эпохи барокко и классицизма В почти совсем исчезает из интерьера, вырождаясь в настенные картинки на стекле. Пробудившийся во 2-й половине 19 в. интерес к готике вызвал попытки возродить искусство В, но все свелось к стилизациям, не имевшим большого художественного значения. Стремление к подчеркнутой эмоциональной выразительности интерьера порождает В эпохи "модерна" ("Рыцарь" М. А. Врубеля, Третьяковская галерея). По-новому подошли к В художники 20 в. (Ф. Леже, А. Матисс), которые включали свои композиции в единую систему декорировки интерьера, отводя им роль острых по ритму и насыщенных по цвету основных акцентов. С середины 1950-х гг. получили развитие В-перегородки, используемые как защита от ветра перед входом в здание, и В-панно с подсветом. Современные В составляют из кусочков стекла и армируют стальной или пластмассовой лентой. Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Все чаще создают В из монолитных стекол с росписью спекающимися красками, трехслойные из органического стекла, В из толстого колотого стекла и цветных зеркал, монтируемых на цементе или Декоративную обработку стекла для В ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием. Это позволяет выявлять богатые художественные возможности стекла, его материальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, ноздреватым, искрящимся. В приобретают перспективную глубину, пространственные планы. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции. Советские художники А. В Стошкус ("Земля-мать", 1960—61, Галерея витража и скульптуры, Каунас), К. И. Моркунас, Л. Г. Полищук и другие создают В, посвященные большим и волнующим явлениям жизни.
Лит.: Минухин Е., Ви, Рига, 1959; Aubert М., Le vitrail en France, ., 1947; Wentzel Н., Meisterwerke der Glasmalerei, ., 1951; Drake . J., A dictionary of glasspainters and "glaysers" of the tenth to the eighteenth centuries, . ., 1955; Knapp ., Architektur- und Bauglas in Vergangenheit und Gegenwart, Halle (Saale), 1958, 2. Ausg., В, 1962.
И. М. Глозман.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 21:27:30
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|