|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Академизм | Академизм (далее А) (французское académisme) в изобразительном искусстве, направление, сложившееся в художественных академиях 16—19 вв. (см. Академии художественные) и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. А способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые им превращались, однако, в систему "вечных" канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной "высокого" искусства, А противопоставлял ей вневременные и вненациональные нормы красоты, идеализированные образы, далекие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчеркивалось условностью и отвлеченностью моделировки, цвета и рисунка, театральностью композиции, жестов и поз. Являясь, как правило, официальным направлением в дворянских и буржуазных государствах, А обращал свою идеалистическую эстетику против передового национального реалистического искусства.
А возник в конце 16 в. в Италии. Болонская школа, выработавшая правила подражания искусству античности и Высокого Возрождения, а также французскому А 2-й половины 17—18 вв. (Ш. Лебрен и др.), усвоивший ряд принципов и приемов классицизма, послужили образцом для многих европейских и американских художественных академий. В 19 в. А (возглавлявшийся А Кановой в Италии, Д. Энгром во Ф. А Бруни в России), опираясь на выхолощенную традицию классицизма, вел борьбу с романтиками, реалистами и натуралистами, но сам воспринимал внешние стороны их методов, перерождаясь в эклектичное салонное искусство. Под ударами реалистов (в т. ч. рус. передвижников) и буржуазно-индивидуалистической оппозиции А распадался и лишь отчасти сохранился в конце 19 в. и в 20 в. в ряде стран, главным образом в обновленных формах неоклассицизма.
Термин "А" понимается и расширительно — как любая канонизация, обращение в непреложную норму идеалов и принципов искусства прошлого. В этом смысле говорят, например, об А некоторых школ эллинистической и древнеримской скульптуры (канонизировавших наследие древнегреческой классики) или ряда художников новейшего времени, стремившихся возродить концепции исторически изживших себя школ и направлений.
Лит. см. при статье Академии художественные.
А М. Кантор.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 08:25:23
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|