|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Взаимодействие (философ.) | Взаимодействие (далее В) одна из основных философских категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. В (философ.) представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во В (философ.) с другими объектами. "В — вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 546). Понятие В (философ.) находится в глубокой связи с понятием структуры. В (философ.) выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности. Например, электромагнитное В (философ.) между ядром и электронами создает структуру В (философ.) людей между собой и с миром, т. е. общественная практика, определяет структуру общества, человеческое поведение и сознание.
В (философ.) носит объективный и универсальный характер. В (философ.) охвачены все формы бытия и формы их отражения. В силу универсальности В (философ.) осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира. Абсолютная природа В (философ.) выступает не непосредственно, а осуществляется в ограниченных, конечных формах, и в этом смысле В (философ.) относительно. Относительный характер В (философ.) заключается также и в том, что оно осуществляется с конечной скоростью. Существует пространственно-временной предел, вне которого непосредственное В (философ.) данного объекта с другими отсутствует. Однако опосредованно они могут взаимодействовать со сколь угодно отдаленными объектами. Цепь В (философ.) нигде не оборвана, она не имеет ни начала, ни конца. Каждое явление — лишь звено всеобщей цепи В (философ.) Принцип В (философ.) конкретизируется в учении о причинности. Именно В (философ.) определяет отношение причины и следствия: объект воздействия причины не пассивен — он реагирует и тем самым причинность переходит во В (философ.) Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. "Ближайшим образом взаимодействие представляется взаимной причинностью предположенных, обусловливающих друг друга субстанций; каждая есть относительно другой одновременно и активная и пассивная субстанция" (Гегель, Соч., т. 5, М., 1937, с. 691). В (философ.) обусловливает развитие объектов. Именно В (философ.) противоположностей, противоречие, является самым глубоким источником, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития объектов, их порождения или их возникновения. Самодовлеющее В (философ.) естественных сил и процессов как источник самодвижения и развития вещей исключает вмешательство сверхъестественных "абсолютных" источников движения и организации материального мира. Каждая форма движения материи имеет в своей основе определенные типы В (философ.) структурных элементов. При этом В (философ.) частей развивающейся системы является одновременно и регулирующим, управляющим фактором, определяющим направление ее развития. Каждой качественно определенной системе свойствен особый тип В (философ.) Современное естествознание показало, что всякое В (философ.) связано с материальными полями и сопровождается переносом материи, движения и информации. В (философ.) может осуществляться лишь с помощью специфического материального носителя. Современная классификация В (философ.) основывается на различении силовых и информационных В (философ.) В физике известно четыре основных типа силового В (философ.), которые дают ключ к пониманию бесконечно разнообразных физических процессов, — гравитационные В (философ.), электромагнитные В (философ.), сильные В (философ.) (ядерные) и слабые В (философ.) (распадные). Каждый тип В (философ.) в физике характеризуется определенной мерой (подробнее см. В в физике). Современная биология исследует В (философ.) на различных уровнях: молекулярном, клеточном, организменном, популяционном, видовом, биоценоза. Еще более сложные формы В (философ.) характеризуют жизнь общества. По определению Маркса, общество — это "продукт взаимодействия людей" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 27, с. 402). Классические примеры исследования многообразных В (философ.) в обществе как целостной, внутренне дифференцированной, саморазвивающейся системы — "Капитал" К. Маркса, "Развитие капитализма в России" В (философ.) И. Ленина. Категория В (философ.) является существенным методологическим принципом познания природных и общественных явлений. Чтобы действительно вскрыть суть объекта, необходимо выявить его закономерные В (философ.) Без изучения В (философ.) в его общем и конкретном проявлении нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. "Ни один феномен не объясняется сам по себе и из самого себя" (Гете И. В (философ.), Избранные философские произведения, М.,1964, с. 334). Любой объект может быть понят и определен лишь в системе отношений и В (философ.) с другими окружающими явлениями, их частями, сторонами и свойствами. Познание вещей означает познание их В (философ.) и само является результатом В (философ.) между субъектом и объектом. В (философ.) — не только исходный, но и конечный пункт познания. "Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 546). Категория В (философ.) занимает фундаментальное место в концептуальном аппарате современного теоретического мышления.
Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 129, 184, 312; Григорьев В (философ.) И., Мякишев Г. Я., Силы в природе, 3 изд., М., 1969; Уемов А. И., Вещи, свойства и отношения, М., 1963; Кедров Б. М., Энгельс и диалектика естествознания, М., 1970, гл. 4.
А. Г. Спиркин. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 15:43:07
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|