Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Вещь в себе

"Вещь в себе" (далее В) (Ding an sich; things in itself; chose en soi; cosa in se), философский термин, означающий вещи, как они существуют сами по себе (или "в себе"), в отличие от того, какими они являются "для нас" — в нашем познании. Различие это рассматривалось еще в древности, но особое значение приобрело в 17—18 вв., когда к этому присоединился вопрос о способности (или неспособности) нашего познания постигать "вещи в себе". Понятие "вещи в себе" стало одним из основных в "Критике чистого разума" И. Канта, согласно которому теоретическое познание возможно лишь относительно явлений, но не относительно "вещи в себе", этой непознаваемой основы чувственно ощущаемых и рассудочно мыслимых предметов. Понятие "В. в с." имеет у Канта и другие значения, в том числе умопостигаемого предмета, т. е. безусловного, запредельного для опыта предмета разума (бог, бессмертие, свобода). Противоречие в кантовском понимании "вещи в себе" заключается в том, что, будучи сверхчувственной, трансцендентной, она в то же время аффицирует наши чувства, вызывает ощущения. Философы-идеалисты критиковали понятие "вещь в себе" с двух точек зрения: субъективные идеалисты (И. Г. Фихте, махисты) считали несостоятельным понятие об объективно существующей "вещи в себе", Г. Гегель, признавая с точки зрения объективного диалектического идеализма ее существование, критиковал идею о непознаваемости "вещи в себе" и непереходимой границе между нею и явлениями. Диалектический материализм признает существование вещей в себе, т. е. независимой от человеческого сознания реальности, но отвергает их непознаваемость (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 102). Вопрос о познаваемости вещей диалектический материализм переносит на почву практики (см. Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах..., 1953, с. 18).

  В. Ф. Асмус.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 18:14:12