Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Вермер Ян

Вермер (далее В)Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (крещен 31.10.1632, Делфт, — похоронен 15.12.1675, там же), голландский живописец. Работал в Делфте, сложился как художник под влиянием К. Фабрициуса. Уже в ранних картинах ("Диана с нимфами", Маурицхейс, Гаага; "Христос у Марфы и Марии", Национальная галерея, Эдинбург) стремился соединить возвышенный строй образов с их близостью к натуре. Крупнофигурное полотно "У сводни" (1656, Картинная галерея, Дрезден) отмечено необычно монументальным воплощением ярко жизненной сцены, полной молодого задора и полнокровной чувственности; элементы тонального колорита В. смело сочетает здесь с крупными звучными пятнами чистого цвета. Со 2-й половины 1650-х гг. В. пишет небольшие картины с одной или несколькими фигурами в залитом свете интерьера городского дома ("Девушка с письмом", Картинная галерея, Дрезден; "Солдат и смеющаяся женщина", собрание Фрик, Нью-Йорк; "Служанка с кувшином молока", Государственный музей, Амстердам), уделяя внимание не столько действию, сюжету, сколько состоянию, общему лирическому настроению сцены, разнообразию и богатству материального мира. Поэзия повседневной домашней жизни, единство человека с окружающей его средой выражены здесь с необычайной силой обобщения; классической ясностью и гармоничностью; острая выразительность пространственной композиции, живая вибрация света и воздуха, светозарность насыщенных чистых тонов, богатая игра нежнейших оттенков, рефлексов и бликов одухотворяют мир простых людей и бытовых предметов, сообщают ему внутреннюю значительность. В конце 1650-х гг. созданы два шедевра пейзажной живописи — проникновенная, необычайно тонкая по исполнению "Уличка" (Государственный музей, Амстердам) и сияющий свежестью и красотой "Вид Делфта" (Маурицхейс). В 1660-х гг. творчество в. становится более созерцательным, изысканным, а живопись — более холодной, эмалевой, выдержанной в общем жемчужном тоне с яркими акцентами — синими и лимонно-желтыми; таковы "Девушка с жемчужиной" (Маурицхейс), изображения уютных богато обставленных комнат, где нарядные дамы и кавалеры ведут галантную беседу, музицируют или рассматривают драгоценности ("Бокал вина", "Дама, примеряющая ожерелье" — Картинная галерея, Берлин-Далем). В поздних картинах В. аллегоризм, академические приемы и пестрота локальных цветов отражают общий упадок голландской живописи. Содержательность и обаяние образов В. сохранил, однако, в картинах 1660-х гг., посвященных людям труда, искусства и науки и передающих самоуглубленность человека в минуты творчества ("Кружевница", Лувр, Париж; "Мастерская художника", Художественно-исторический музей, Вена; "Географ", Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне).

  Лит.: Лазарев В. Н., Ян Вермеер Делфтский, М., 1933; (Ротенберг Е.), Ян Вермеер Делфтский. Альбом репродукций, М., 1964; Vries A. . de, Jan Vermeer van Delft, Basel, 1945; Swillens . T. A., Johannes Vermeer, Utrecht—üssel, 1950; Bloch ., Tutta la pittura di Vermeer di Delft, Mil., 1954.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 18.04.2024 06:45:18