|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Вариации | Вариации (далее В) (от лат. variatio — изменение), музыкальная форма, основанная на видоизменениях темы, сочиненной композитором или заимствованной им (изредка — двух и даже трех тем). Отсюда название "Тема с В", которое часто дается произведениям в этой форме. Истоки В — в народном творчестве, в изменениях, которым подвергается песенная форма при куплетных повторениях. Тема В обычно проста по фактуре, исполняется в умеренном темпе, что позволяет провести в В последовательные фактурные, темповые, жанровые изменения. Различают В, сохраняющие структуру темы (В на бассо остинато, на выдержанную мелодию и строгие В) и меняющие ее (свободные В). В первом случае варьирование касается всех или некоторых элементов темы — мелодии, фактуры, полифонической ткани, в отдельных В — лада, темпа и тактового размера (Пассакалия до минор И. С. Баха, 32 В Бетховена для фортепьяно, Персидский хор из оперы "Руслан и Людмила" Глинки). Во втором случае В связаны с темой через общие мелодические обороты, но меняют жанр, размер, темп, структуру и в результате образуется сюитообразная форма (Симфонические этюды Шумана для фортепьяно, 2-я часть трио "Памяти великого художника" Чайковского, 2-я часть концерта № 3 Прокофьева для фортепьяно). Возможно объединение обеих форм варьирования (финал сонаты №2 Шостаковича для фортепьяно). Иногда, как видно из примеров, В входят составной частью в сонатно-симфонический цикл или др. музыкальную форму.
Лит.: Протопопов Вл., Вариационные процессы в музыкальной форме, М., 1967; Адигезалова Л., Вариационный принцип развития песенных тем в русской советской симфонической музыке, в сборнике: Вопросы современной музыки, Л., 1963: Fischer К., Zur Theorie der Variation im 18. und beginnenden 19. Jahrhundert, в кн.: Festschrift J. Schmidt — Görg..., Bonn, 1957.
Вл. В Протопопов. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 10:58:04
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|