Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Ван Ян-мин

Ван Ян-мин (далее В) Ван Шоу-жэнь (1472—1528), китайский философ, субъективный идеалист, последователь Лю Цзю-юаня, утверждавший, что вне сознания нет ни неба, ни земли. Полемизируя с последователями Чжу Си, считавшими, что путь к самоусовершенствованию идет через знание и "исследование вещей", В-м. настаивал на том, что существенно не теоретическое познание, а понимание важнейших нравственных истин, которое дается человеку интуитивно, ибо природа, данная человеку, чиста и совершенна, и задача в том, чтобы дойти до нее путем самоуглубления и отказа от эгоистических желаний, являющихся наносными. Любой человек может стать мудрецом, если научится следовать голосу своей природы и объединит познание с действием. Учение В-м. о единстве познания и действия по существу отрицает за познанием его собственную сущность и специфическую функцию, ибо сводит его к волевому акту: "познание — начало действия, действие — завершение познания". После смерти В-м. его школа разделилась на 2 течения, одно из которых, шедшее в русле конфуцианской традиции, подчеркивало этическую сторону его учения, другое же сближало выдвинутую им идею интуитивного познания с буддийским понятием просветления.

  Соч.: Ван Вэнь-чэн гун цюань шу (Полн. собр. соч. Ва), Шанхай, 1936: Instructions for practical living and other Neo-Confucian writings, transl. by Wing-tsit Chan, . . — L., 1963.

  Лит.: Конрад Н. И., Философия китайского возрождения, в его кн.: Запад и Восток. М., 1966, с. 231—34: Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953; Chang ., The development of Neo-Confucian thought, . ., 1957.

  В. А. Рубин.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 16:48:02