|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Азербайджанская железная дорога | Азербайджанская дорога (далее А) образована в июне 1967 (ранее входила в состав Закавказской ж. д.). Управление в Баку. Пролегает в основном по территории Азербайджанской ССР (95% ). Граничит на севере с Северо-Кавказской ж. д. (станция Дербент), на западе с Закавказской ж. д. (станции Беюк-Кясик и Норашен). На юге проходит вдоль государственной границы СССР с Ираном. Эксплуатационная длина 1868 км (1 января 1969).
Строительство началось в конце 70-х гг. 19 в. В 1880 сдана в эксплуатацию линия Баку - Сабунчи - Сураханы, которая первоначально предназначалась для вывоза нефти, но после строительства нефтепроводов стала преимущественно пассажирской. В 1883 построена линия Баку - Беюк-Кясик - Тбилиси, создавшая с ранее проложенными линиями от Тбилиси до Батуми и Поти прямую связь между портами Каспийского и Черного морей; в 1900 - Баладжары - Дербент, связавшая районы Закавказья с Северным Кавказом и другими районами страны; в 1908 - Джульфа - Норашен - Масис, соединившая пограничную (с Ираном) станцию Джульфа с Ереваном и другими пунктами Закавказья. За годы Советской власти построены линии: Алят - Миндживан - Кафан (1936) и Миндживан - Джульфа (1941) (сократившие путь между Баку и Ереваном), а также Османлы - Астара (1941), Сальяны - Нефтечала (1941), Аджикабул - Али-Байрамлы (1941). Для освоения Дашкесанского месторождения и вывоза руды в 1950 построена линия Алабашлы - Кушчинский Мост. В составе дороги - первая в СССР электрифицированная линия Баку - Сабунчи (1926). К 1968 электрифицированы направления Беюк-Кясик - Уджары, Баку - Кишлы - Сумгаит, Баладжары - Дуванный, Алабашлы - Кушчинский Мост и некоторые другие линии небольшой протяженности.
В 1967 грузооборот А. дороги составлял 1,1% от грузооборота всей сети; на магистралях Баку - Дербент и Баладжары - Беюк-Кясик грузонапряженность весьма высокая. А. дорога отправляет за год свыше 30 млн. т различных грузов; наибольший удельный вес имеют нефтегрузы (42% ), затем руда, цемент и другие стройматериалы, и минеральные удобрения, металлы и грузы сельского хозяйства. В ввозе и транзите преобладают лесоматериалы, машины, оборудование, зерно, грузы легкой промышленности. По видам сообщений перевозки распределяются: транзит 27%, ввоз 19%, вывоз 28%, местное сообщение 26%. Крупные пункты отправления и прибытия грузов: Баку, Гюздек, Сумгаит, Карадаг, Кишлы, Кировабад и др. А. дорога взаимодействует с крупнейшим на Каспийском море портом по перевалке различных грузов в Баку. После сдачи в эксплуатацию паромной переправы Баку - Красноводск (1962) создана прямая связь районов Закавказья с районами Средней Азии.
А. дорога осуществляет пассажирские перевозки как междугородные (Баку - Тбилиси, Баку - Ереван, Баку - Москва и др.), так и пригородные. Общий пассажирооборот составляет 0,6% от пассажирооборота всей сети дорог СССР.
Г.С. Райхер.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 26.12.2024 07:20:47
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|