|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Ван Гог Винсент | Ван Гог (далее В) (van Gogh) Винсент (Винсент Виллем) (30.3.1853, Грот-Зюндерт, Голландия, — 29.7.1890, Овер-сюр-Уаз, голландский живописец. Сын пастора. В 1869—76 служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876 — учителем в Англии. Занявшись изучением теологии, в 1878—79 был проповедником в Боринаже (Бельгия), где узнал тяжелую жизнь шахтеров; защита их интересов привела В. Г. к конфликту с церковными властями. В 1880-х гг. В. Г. обращается к искусству: посещает АХ в Брюсселе (1880—81) и в Антверпене (1885—86), пользуется советами А. Мауве в Гааге. В. Г. с увлечением рисует обездоленных людей — шахтеров Боринажа, а позже — крестьян, ремесленников, рыбаков, жизнь которых он наблюдал в Голландии в 1881—85. В 30-летнем возрасте В. Г. начинает заниматься живописью и создает обширную серию картин и этюдов, выполненных в темных, мрачных тонах и проникнутых горячим сочувствием к простым людям ("Крестьянка", 1885, Государственный музей Креллер-Мюллер, Оттерло; "Едоки картофеля", 1885, фонд В. ван Гога, Амстердам). Развивая традиции критического реализма 19 в., прежде всего творчества Ж. Ф. Милле, В. Г. соединял их с эмоционально-психологической напряженностью образов, болезненно чутким восприятием страданий и подавленности людей.
В 1886—88, живя в Париже, В. Г. посещает частную студию; одновременно он изучает пленэрную живопись импрессионистов и японскую гравюру, приобщается к исканиям А. Тулуз-Лотрека, П. Гогена. В этот период темная палитра постепенно уступала место сверканию чистых голубых, и красных тонов, все свободнее и динамичнее становился мазок ("Мост через Сену", 1887, фонд В. ван Гога, Амстердам; "Портрет папаши Танги", 1887, Музей Родена, Париж). Переезд В. Г. в 1888 в Арль открывает период его зрелости. Здесь вполне определилось своеобразие живописной манеры художника, который выражал свое отношение к миру и свое эмоциональное состояние, используя контрастные сочетания цвета и свободный пастозный мазок. Пламенное чувство, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в пейзажах, сияющих радостными, солнечными красками юга ("Жатва. Долина Ла-Кро", "Рыбачьи лодки в Сент-Мари", оба — 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам), то в зловещих образах страшного мира, где человек подавлен одиночеством и беспомощностью ("Ночное кафе", 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Динамика цвета и длинных извилистых мазков наполняет одухотворенной жизнью и движением не только природу и населяющих ее людей ("Красные виноградники в Арле", 1888, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), но и каждый неодушевленный предмет ("Спальня ван Гога в Арле", 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам). Напряженная работа В. Г. в последние годы его жизни осложнялась приступами душевной болезни, которая привела художника к трагическому конфликту с Гогеном, также приехавшим в Арль; В. Г. попадает в больницу в Арле, затем в Сен-Реми (1889—90) и в Овере-сюр-Уаз (1890), где кончает жизнь самоубийством. Творчество двух последних лет жизни В. Г. отмечено экстатической одержимостью, предельно обостренной экспрессией цветовых сочетаний, ритма и фактуры, резкими сменами настроений — от исступленного отчаяния ("У врат вечности", 1890, Государственный музей Креллер-Мюллер, Оттерло) и безумных визионерских порывов ("Дорога с кипарисами и звездами", 1890, там же) до трепетного чувства просветления и умиротворенности ("Пейзаж в Овере после дождя", 1890).
Творчество В. Г. отразило сложный, переломный момент в истории европейской культуры. Оно проникнуто горячей любовью к жизни, к простому трудовому человеку. Вместе с тем оно выразило с огромной искренностью кризис буржуазного гуманизма и реализма 19 в., болезненно-мучительные поиски духовных нравственных ценностей. Отсюда особая творческая одержимость В. Г., его порывистая экспрессия и трагический пафос; ими определяется особое место В. Г. в искусстве постимпрессионизма, одним из главных представителей которого он стал.
Соч.: Письма, пер. с голл., Л.—М., 1966.
Лит.: (Новак Л.), Ван-Гог, (Прага, 1961); Faille J.-. de, Vincent van Gogh, ., 1939; Weisbach ., Vincent van Gogh, Bd 1—2, Basel, 1949-51.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 10:23:43
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|