|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
 |
Бюджет государственный | Бюджет государственный (далее Б) составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. Сущность Б каждой страны определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства (см. также Бюджетная система).
Б в капиталистических странах выражает отношения дополнительной эксплуатации трудящихся. Развитие его подчинено стихийным закономерностям капиталистического производства, и поэтому он выступает лишь как ориентировочная "... роспись предполагаемых доходов и расходов государства на текущий год..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 9, с. 78). В соответствии с функциями буржуазного государства средства Б используются в значительной части на непроизводительные цели (на милитаризацию экономики, на аппарат угнетения), и поэтому он отражает паразитический характер потребления национального дохода. В силу циклического характера развития капиталистического хозяйства Б отличается крайней неустойчивостью. Спады и кризисы ведут к сокращению поступлений в бюджет, вызывая одновременно рост его расходов. Неустойчивость бюджета проявляется и в частых его дефицитах, которые в период общего кризиса капитализма становятся хроническими.
Б современного империалистического государств как в фокусе отражает сущность государственно-монополистического капитализма. Непосредственное вмешательство буржуазного государства в экономику, в процесс производства, распределения и перераспределения национального дохода влечет усиление роли Б Повышается доля национального дохода, сосредоточиваемая в руках государства и перераспределяемая через бюджет. Так, в начале 20 в. в развитых капиталистических странах (США, Великобритании, ФРГ, государство аккумулировало в бюджете 5-10% национального дохода, а в 1968 уже 30-45%. В ряде стран через Б прямо или косвенно финансируется от 1/3 до 1/2 всех инвестиций в основной капитал.
Главным источником доходов бюджета капиталистического государства являются налоги, составляющие 85-95% всех бюджетных доходов и падающие в основном на рабочих, служащих, крестьян (фермеров) и мелкую буржуазию. Так, в Б в 1967 налоговые поступления составляли 92,2% всех бюджетных доходов, в ФРГ и США около 95%, в Великобритании 91,2%. На долю неналоговых доходов (поступлений от предприятий, государственного имуществ и т.п.) приходится от 5 до 15%. Хотя налоговый пресс все более усиливается, налогов не хватает для покрытия растущих расходов и бюджетного дефицита буржуазного государств, и они прибегают к займам и бумажно-денежной эмиссии (см. табл. 1 и 2).
Главная часть расходов государственного бюджета в капиталистических странах занимают расходы, связанные с ведением и подготовкой новых войн (прямые и косвенные военные расходы). В развитых капиталистических странах они составляют до 50% всех расходов бюджета. Монополии получают от военных заказов, оплачиваемых за счет Б, колоссальные прибыли и используют их как средство поддержания высокой конъюнктуры. Значительное место в Б многих капиталистических стран занимают расходы по государственному долгу (выплате процентов по государственному долгу). Эти расходы относятся к косвенным военным затратам, так как сами займы используются в основном на военные цели.
Важной статьей расходов Б являются расходы, связанные с вмешательством буржуазного государства в экономику и ее регулированием. Государственное финансирование экономики получило после 2-й мировой войны 1939-45 широкое развитие в ряде развитых капиталистических стран. Крупные расходы связаны со строительством государственных предприятий и выплатой компенсаций бывшим собственникам национализированных предприятий. Например, в Великобритании в отдельные годы эти платежи достигали 120-200 млн. фунтов стерлингов, во - более 200 млн. франков. Государство в виде прямых капиталовложений и субсидий монополиям финансирует во до 50% общей суммы капитальных вложений, в ФРГ до 30-40%, в Италии до 60%. Растут расходы Б на инфраструктуру - строительство дорог, мостов, портов, газопроводов, учреждений просвещения, здравоохранения и других объектов, имеющих высокую капиталоемкость и малую прибыльность и поэтому невыгодных для монополий. Основная часть расходов на инфраструктуру финансируется из местных бюджетов. В условиях научно-технической революции возрастают затраты на научные исследования: в США с 1954 по 1967 они выросли с 5,7 млрд. долларов до 24 млрд. долларов, причем до 70% этих расходов покрывается за счет Б В ФРГ эти затраты возросли с 1958 по 1967 почти в 6 раз, более половины их оплачивается за счет Б Во Б покрывает 2/3 этих расходов. Крупные средства идут на поощрение экспорта, предоставление кредитов иностранным государствам и т.д. Значительные средства Б расходуются на содержание государственного аппарата - чиновников, полиции, суда и т.д. Расходы на социально-культурные нужды (образование, здравоохранение и социальное обеспечение) относительно невелики и связаны с подготовкой квалифицированных кадров для капиталистических предприятий, поддержанием работоспособности населения. Буржуазное государство вынуждено увеличивать эти расходы под влиянием классовой борьбы и растущих требований трудящихся. О структуре расходов Б в капиталистических странах дают представление данные (табл. 3 и 4).
Специфические черты имеют Б в развивающихся странах. Они в значительной части используются для развития национального хозяйства, расширения государственного сектора и социально-культурного строительства, для ликвидации последствий колониализма и создания независимой экономики. В ОАР, Бирме, Индии и ряде др. стран свыше 50% расходов Б направляется на эти цели. Причем в этих странах существуют также специальные бюджеты капитальных вложений, средства которых предназначены на инвестиции в народное хозяйство и на социально-культурное строительство.
Б в дореволюционной России. Первые сведения об общей смете государственных доходов и расходов дореволюционной России и городовых сметах относятся к 1645. При Петре были проведены крупные финансовые реформы в целях увеличения доходов казны и улучшения порядка их взимания, созданы коллегии для руководства финансовыми делами (1718). Петровская роспись на 1723 включала 9200 тыс. руб. доходов и 9578 тыс. руб. расходов. Среди доходов главное место занимали подушная подать (5096 тыс. руб.), кабацкие сборы (1002 тыс. руб.) и таможенный доход (656 тыс. руб.). Расходы на армию и флот составляли 6899 тыс. руб. В 1802 учреждено министерство финансов, которое начало регулярно составлять ежегодные бюджеты. Хотя с 1897 бюджет ежегодно сводился с превышением доходов над расходами, фактически он был хронически дефицитным. "Свободная наличность" казначейства образовывалась за счет роста государственного долга, повышения цен на водку и др. источников (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 257-63 и т. 23, с. 25-27). Главными статьями доходов Б были доходы от водочной монополии, косвенные и прямые налоги, пошлины. Среди расходов на 1-м месте стояли прямые военные расходы и платежи по государственным займам. В годы 1-й мировой войны 1914-18 бюджетный дефицит возрос с 39,1% ко всей сумме расходов в 1913 до 81,7% в 1917. Государственный долг России увеличился с 8,8 млрд. руб. в 1913 до 60 млрд. руб. к весне 1917.
Б социалистических стран выражает экономическое отношения планового распределения общественного продукта и национального дохода между подразделениями общественного производства и экономическими районами страны, классами и социальными группами населения на базе общественной собственности. Государственный бюджет СССР - основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств Советского государства. В Б СССР сосредоточивается часть национального дохода Советского Союза, направляемая на планомерное развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и др. отраслей народного хозяйства, на повышение материального благосостояния и культурного уровня трудящихся, на оборону страны, на содержание органов государственного управления. В СССР через Б обеспечивается примерно половина затрат, связанных с расширенным воспроизводством (капитальные вложения, прирост оборотных средств, образование резервов) и около 80% средств, предназначенных на социально-культурные нужды, а также расходы на содержание органов государственного управления и оборону страны. Централизация в Б значительной части денежных накоплений социалистического хозяйства и некоторой доли доходов населения служит важным условием планового развития народного хозяйства, соблюдения оптимальных пропорций между фондами накопления и потребления национального дохода, обеспечения рациональных балансовых связей между отраслями народного хозяйства.
Б СССР сыграл большую роль в создании фундамента социалистической экономики и построении социализма. Распределение и перераспределение в годы первых пятилеток (1929-40) через Б накоплений хозяйства и доходов населения, обеспечивая государство необходимыми ресурсами, способствовало становлению и развитию производственных отношений социализма, ограничению, вытеснению, а затем и ликвидации капиталистических элементов. При помощи Б большая часть национального дохода направлялась на индустриализацию страны, в первую очередь на создание и развитие тяжелой промышленности, на социалистическое переустройство сельского хозяйства, осуществление культурной революции, укрепление оборонной мощи страны. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 через Б были мобилизованы огромные денежные ресурсы на развитие военной экономики, удовлетворение нужд фронта и тыла. В послевоенные годы бюджет являлся основным источником затрат по восстановлению и развитию всех отраслей народного хозяйства, повышению народного благосостояния. В современных условиях Б служит одним из важных инструментов построения материально-технической базы коммунизма. Через бюджет распределяется около половины национального дохода страны, в том числе свыше 80% денежных накоплений социалистического хозяйства и некоторая часть доходов населения (см. Бюджетное планирование).
Основная часть доходов Б СССР - поступления от социалистических предприятий, составляющие более 90% всех его доходов. Эти поступления увеличиваются в результате развития быстрыми темпами всех отраслей социалистического хозяйства. Доходы социалистических предприятий вносятся в бюджет в виде платежей из прибыли (плата за производственные фонды, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли), налога с оборота, взносов государственных предприятий на государственное социальное страхование и некоторых других платежей. Платежи из прибыли в бюджет в связи с проведением с 1966 экономической реформы перестроены таким образом, чтобы повысить заинтересованность работников предприятий в расширении производства, его техническом совершенствовании и увеличении прибыли. Для этого более значительная, чем прежде, часть прибыли оставляется в распоряжении предприятий на расширение производства (капиталовложения, прирост оборотных средств и др.) и отчисляется в фонды материального поощрения их работников. Налог с оборота полностью вносится предприятиями в бюджет. Платежи населения занимали в 1970 менее 10% всех доходов бюджета. Роль их в послевоенный период значительно снизилась в связи с освобождением многих плательщиков полностью или частично от уплаты налогов, отменой в 1957 выпуска государственных внутренних займов, реализуемых по подписке. Рост абсолютной суммы налогов с населения связан с увеличением численности рабочих и служащих и фонда их зарплаты и средней зарплаты при одновременном снижении ставок обложения (см. табл. 5).
Табл. 1.-Доходы федерального бюджета США (млрд. долл.)
| 1968/69 | 1969/70 |
| сумма (ожидаемое исполнение) | % к итогу | сумма (проект) | в % к итогу | Подоходный налог с населения
Налог на прибыли корпораций Акцизные и таможенные пошлины Налоги для социального страхования. Прочие поступления | 84,4
38,1
17,1
40,5
6,0 | 45,3
20,5
9,2
21,8
3,2 | 90,4
37,9
18,0
45,9
6,5 | 45,5
19,1
9,1
23,1
3,2 | Итого< | 186,1 | 100,0 | 198,7 | 100,0 |
Табл. 2.- Доходы государственного бюджета Великобритании (млрд. ф. ст.)
| 1968/69 | 1969/70 |
| сумма (ожидаемое исполнение) | в % к итогу | сумма (проект) | в % к итогу | Подоходный налог (основной и дополнительный)
Налог на прибыли корпораций
Налог на прирост капитала Таможенные пошлины и акцизы Выборочный налог регулирования занятости
Прочие доходы |
4,56
1,35
0,05
4,60
1,36
1,44 |
34,1
10,1
0,4
34,4
10,2
10,8 |
5,16
1,69
0,13
4,95
1,89
1,45 |
33,8
11,1
0,8
32,4
12,4
9,5 | Итого | 13,36 | 100,0 | 15,27 | 100,0 |
Табл. 3.-Расходы федерального бюджета США (млрд. долл.*(
| 1968/69 | 1969/70 |
| сумма (ожидаемое исполнение) | в % к итогу | сумма (проект) | в % к итогу | Прямые военные расходы
Освоение космоса
Международные дела и финансы Субсидии отраслям экономики Военные пенсии
Платежи по государственному долгу.
Расходы на просвещение и здравоохранение
Социальное обеспечение
Прочие расходы
Минус межведомственные начисления и отчисления | 81,0
4,2
3,9
17,6
7,7
15,2
18,6
37,4
3,2
-5,1 | 44,1
2,3
2,1
9,6
4,2
8,3
10,1
20,4
1,7
-2,8 | 81,5
3,9
3,8
18,9
7,7
16,0
20,9
42,0
6,5
-5,7 | 41,7
2,0
1,9
9,7
3,9
8,2
10,7
21,5
3,3
-2,9 | Итого | 183,7 | 100,0 | 195,3 | 100,0 |
* В 1968 федеральный бюджет был перестроен и в него были включены средства социального страхования и др. фонды казначейства, что привело к снижению удельного веса военных расходов (достигавшего ранее 70% собственно федерального бюджета) и повышению удельного веса социально-культурных расходов.
Табл. 4.-Расходы государственного бюджета Великобритании (млрд. ф. ст.)
| 1968/69 | 1969/70 |
| сумма (ожидаемое исполнение) | в % к итогу | сумма (проект) | в % к итогу | Военные расходы
Гражданские расходы Консолидированный фонд для постоянного обслуживания............. | 2,2
8,6
0,8 | 17,1
65,8
6,2 | 2,3
9,3
0,8 | 16,2
66,5
5,6 | Итого Превышение доходов над расходами Прирост и движение консолидированного фонда | 11,6
1,7
1,4 | 89,1
10,9 | 12,4
2,2
1,6 | 88,3
11,7 | Всего расходов с учетом прироста консолидированного фонда | 13,0 | 100 | 14,0 | 100 |
Табл. 5.-Структура доходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)
| 1940 | 1950 | 1960 | 1965 | 1971
(план) | | сумма | в % к итогу | сумма | в % к итогу | сумма | в % к итогу | сумма | в % к итогу | сумма | в % к итогу | |
18 0
16,0
2,2 10,6
0,3
0,8
2,0
0,9
0,9 |
100
88,8
12,2 58,8
1,6
5,0
11,2
5,1
6,1 |
42,3
35,4
4,0 23,6
0,6
1,9
6,9
3,6
2,7 |
100
83,7
9,5
55,8
1,4
4.7
16,3
8,5
7,3 |
77,1
70,1
18,6 31,3
1,8
3,7
6,9
5,6
0,9 |
100
91,0
24,1
40,6
2,4
4,9
9,0
7,3
1,2 |
102,3
93,9
30,9 38,7
1,5
5,6
8,4
7,7
0,2 |
100
91,8
30,2 37,8
1,5
5,5
8,2
7,5
0,2 |
161,0
146,1
54,8 54,2
1,4
8,9 14,9
13,8 0,4 |
100
90,8
34,1 33,6
0,9
5,5 9.2
8,6 0,3 | | Всего
В том числе
Поступления от соц. хозяйства....
из них:
платежи из прибыли государств. предприятий
налог с оборота
подоходный налог с кооперации, колхозов и обществ организаций.
Средства государственного социального страхования
Поступления от населения
из них:
налоги с населения
государственные займы | | Табл. 6.-Структура расходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)
| 1940 | 1950 | 1960 | 1965 | 1971
(план) | | сумма | в % к итогу | сумма | в % к итогу | сумма | в % к итогу | сумма | в % к итогу | сумма | в % к итогу | |
17 4
5,8
4,1
5,7
0,7 |
100
33,5
23,5 32,6
3,9 |
41 3
15,8
11,7 8,3
1,4 |
100
38,2
28,2
20,0
3,4 |
73 1
34,1
24,9 9,3
1,1 |
100
46,7
34,1
12,7
1,5 |
101 6
44,9
38,2 12,8 1,3 |
100
44,2
37,6 12,6 1,3 |
160,8
77,0
58,5 17,9 1,7 |
100
47,9
36,4 11,1 1,1 | | Всего
В том числе
Народное хозяйство
Социально-культурные мероприятия
Оборона
Управление | |
Динамика расходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)
| 1940 | 1950 | 1960 | 1965 | 1971 (план) | Гос. бюджет СССР
В том числе:
Союзный бюджет
Гос. бюджеты союзных республик из них:
республиканские бюджеты
бюджеты автономных республик и местные бюджеты............... | 17,4
13,2
4,2
1,2
3,0 | 41,3
31,7
9,6
3,0
6,6 | 73,1
30,1
43,0
28,6
14,4 | 101,6
43,2
58,4
37,3
21,1 | 160,8
88,7 72,1
43,0
29,1 |
Свыше 80% расходов бюджета составляют затраты на финансирование народного хозяйства и социально-культурных нужд (см. табл. 6). Первые включают преимущественно капитальные и др. затраты, связанные с постройкой новых предприятий, расширением и техническим обновлением действующих предприятий, увеличением их оборотных фондов и др. расходами на развитие хозяйства. С проведением экономической реформы намного повышается роль собственных средств, а также кредитов банка в финансировании расходов на увеличение основных и оборотных фондов предприятий. Расходы на социально-культурные мероприятия включают финансирование затрат на просвещение и здравоохранение, строительство учебных заведений и лечебных учреждений, выплату стипендий, пенсий и пособий по государственному социальному страхованию и обеспечению и др. затраты, связанные с удовлетворением материальных и культурных потребностей населения. Значительный рост этих расходов, в послевоенный период связан с расширением сети учреждений просвещения и здравоохранения, с повышением уровня пенсионного обеспечения, повышением зарплаты работникам просвещения и здравоохранения и др. мероприятиями. Расходы на оборону включают содержание Вооруженных Сил СССР и их оснащение необходимыми техническими средствами. Проводя политику мирного сосуществования государств с различным социальным строем, Советский Союз принимает вместе с тем необходимые меры к укреплению своей обороноспособности.
Расходы на управление включают финансирование органов государственной власти и управления (Верховных Советов, Советов Министров, министерств и ведомств, местных органов государственной власти и управления). Они тесно связаны с расходами по организации производства и культурному обслуживанию населения.
Б др. социалистических стран сходны по своей природе и функциям с Б СССР. Главными источниками доходов (80-94% всех доходов бюджета) являются доходы от социалистического хозяйства, а в расходах основное место занимают затраты на развитие народного хозяйства (45-55% всех расходов) и социально-культурные мероприятия (25-40% расходов).
На базе планомерного и быстрого развития экономики социалистических стран высокими темпами вырастает объем их Б Например, объем бюджета (включая государственные и местные бюджеты) вырос с 1950 по 1968 в Болгарии почти в 5 раз, в Венгрии больше чем в 5,7 раза, в Польше почти в 6 раз. Это позволяет систематически увеличивать бюджетное финансирование хозяйственного и культурного строительства.
Б сыграл огромную роль в социалистических преобразованиях, причем производительный характер его расходов способствовал ускорению темпов экономического и культурного развития социалистических стран. Б служит средством активного воздействия на рост производства и товарооборота, на увеличение источников накопления. Его роль особенно поднялась в условиях проведения хозяйственных реформ: введения платы за фонды и землю (в ГДР и Венгрии), изменений в системе отчислений от прибыли в бюджет, перехода к финансированию предприятий и объединений в первую очередь за счет собственных ресурсов, повышения роли прибыли в материальном стимулировании, совершенствования хозяйственной деятельности и увеличения роли кредита в расширенном воспроизводстве на предприятиях. За счет Б производятся наиболее крупные капитальные вложения, имеющие важное значение в реализации плановых пропорций в развитии хозяйства, что повышает роль Б в общей системе планирования народного хозяйства.
Лит.: Маркс К., Бюджет Соединенных Штатов и христианско-германский бюджет. Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч., 2 изд., т. 6; его же, Парламент. Голосование 26 ноября.- Бюджет Дизраэли, там же, т. 8; его же, Мыло для народа, лакомый кусок для "Times". - Бюджет коалиционного министерства, там же, т. 9; Ленин В. И., По поводу государственной росписи, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6; Б у таков Д., Бочкова В., Шевель И., Финансы стран народной демократии, М., 1959; Финансы капиталистических государств, М., 1964; Финансы развивающихся государств, М., 1965; Болдырев Б. Т., Бюджет современного капиталистического государства, М., 1968: Государственный бюджет СССР, Авторский коллектив под руководством Лаврова В. В. и Плотникова К. Н., М., 1968; Ситарян С., Хозяйственная реформа и бюджет, М., 1968.
А. М. Александров, В. В. Лавров. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
 |
 |
 |
|
|
Новости 26.03.2025 02:04:48
|
|
|
 |
|
|
 |
 |
 |
|