Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Буквенные музыкальные темы

Буквенные музыкальные темы (далее Б) темы музыкальных произведений, основное мелодическое ядро которых образовано из звуков, в буквенном (порой и слоговом) обозначении составляющих определенное слово — фамилию, имя (чаще всего самого композитора), название местности и тому подобное — или входящих в такое слово наряду с др. буквами. Многие композиторы клали в основу тем музыкальную расшифровку фамилии Bach (последование звуков си-бемоль, ля, до и си) — сам И. С. Бах (в "Искусстве фуги"), Р. Шуман (6 фуг для органа или фортепьяно), Ф. Лист (фантазия и фуга для органа), Н. А. Римский-Корсаков (фуга из написанных коллективно "Парафраз" для фортепьяно в четыре руки, 6 вариаций для фортепьяно) и др. В основе темы вариаций для фортепьяно с оркестром. 1 Р. Шумана, часто использовавшего Б, — музыкальная расшифровка фамилии знакомой композитора — Abegg; его "Карнавал" для фортепьяно определен композитором как "маленькие сцены на четыре ноты" (= es), c, h, а; в др. комбинациях буквы эти образуют название города Asch. К Б обращались также И. Брамс, М. Равель, В. д"Энди и др. зарубежные композиторы. Из русских композиторов их многократно использовал А. К. Глазунов (ряд сочинений на музыкальную расшифровку слова " (es) a s (es) cha" — "Саша", имени композитора). Струнный квартет на слово = la = f (фамилия русского музыкального деятеля М. П. Беляева), где сочетаются буквенное и слоговое обозначения звуков, написали Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, А. П. Бородин и А. К. Глазунов. В 10-й симфонии Д. Д. Шостаковича использована музыкальная расшифровка его инициалов Д. Ш. (DS (es) ); пассакалию на эти же инициалы создал английский композитор Р. Стивенсон.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 10:19:40