|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Административная ответственность | Административная ответственность (далее А) ответственность гражданина или должностного лица перед государством (в лице полномочного административного органа) за правонарушение, обладающее меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлением (см. Административное правонарушение). При А обычно отсутствуют отношения служебного подчинения между административным органом, налагающим взыскание, и лицом, нарушившим правовую норму. Этим А отличается от ответственности дисциплинарной.
В СССР привлечение к А за определенные виды правонарушений, допускающие применение ареста и некоторых др. мер административного взыскания, осуществляются постановлением народного судьи. Законодательство об административной ответственности служит важным средством охраны социалистического правопорядка, воспитания граждан в духе неуклонного соблюдения требований законности и правил социалистического общежития. Цель А не только в том, чтобы подвергнуть нарушителя административному взысканию, но и воспитать в нем привычку к правомерному поведению, удержать других неустойчивых лиц от совершения правонарушений. Привлечены к А могут быть граждане, достигшие 16 лет, только на основаниях и в порядке, предусмотренных законом или правовыми актами высших органов государственной власти и государственного управления Союза ССР и союзных республик: например, указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 "О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке" ("Ведомости Верховного Совета СССР", 1961, № 35, ст. 368) и изданные на его основе указы Президиумов Верховных Советов союзных республик, Положения об административных комиссиях (см. Административная комиссия) и о порядке производства по делам об административных нарушениях. В РСФСР такое Положение утверждено 30 марта 1962 ("Ведомости Верховного Совета РСФСР", 1962, № 13, ст. 166). Ряд правил об А содержится в нормативных актах, устанавливающих ответственность за конкретные виды административных нарушений (например, в указе Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 "Об усилении ответственности за хулиганство", в Таможенном и Воздушном кодексах СССР, в Ветеринарном уставе СССР и др.).
Основанием для привлечения к А является административное правонарушение (проступок). В ряде случаев повторное совершение административного правонарушения, после применения к виновному за такое же деяние мер административного воздействия, создает уже состав преступления, например уклонение военнообязанного от учебных сборов и воинского учета (УК РСФСР, ст. 1981), незаконная охота (УК РСФСР, ст. 166), занятие запрещенным промыслом (УК РСФСР, ст. 162).
Установление А за нарушение тех или иных правил отнесено к компетенции высших органов государственной власти СССР и союзных республик. Краевым, областным, районным, городским Советам депутатов трудящихся предоставлено право принимать решения, за нарушение которых предусматривается наложение штрафов в административном порядке по ряду вопросов, в том числе по вопросам охраны общественного порядка; благоустройства и сохранения жилищного фонда; санитарного состояния населенных пунктов; охраны лесов, водных ресурсов, рыболовства, охоты; борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйства и др. Решения местных Советов, предусматривающие наложение штрафов за их нарушение, издаются на срок не более 2 лет и вступают в силу не ранее чем через 15 дней со дня их опубликования.
Основными видами административных взысканий являются: предупреждение, штраф, арест, исправительные работы, временное лишение специальных прав, конфискация имущества, административное выселение (см. Взыскание административное, а также статьи об отдельных видах административных взысканий: штраф, исправительные работы). О каждом административном проступке, кроме случаев, когда взыскание налагается на месте, должен быть составлен протокол (акт) с указанием личности нарушителя, характера, места и времени нарушения, а также свидетелей. Дела об административных нарушениях рассматриваются административными комиссиями. Право наложения штрафов без обращения в административные комиссии сохранено за органами милиции, органами морского, речного и воздушного транспорта, таможенными органами, должностными лицами ряда государственных инспекций и др.
Для исполнения постановлений о наложении административных взысканий установлен 3-месячный срок давности. Лица, подвергнутые административным взысканиям, имеют право в 10-дневный срок обжаловать постановление о наложении штрафа в народный суд, а о наложении иного взыскания — в исполком районного (городского) Совета депутатов трудящихся (в соответствующий вышестоящий орган государственного управления).
Лит.: Лунев А. Е., А за правонарушения, М., 1961; Власов В. А., Новое законодательство об административных штрафах, М., 1963.
П. И. Романов. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 26.12.2024 08:16:27
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|