|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Брюсов Валерий Яковлевич | Брюсов (далее Б) Валерий Яковлевич (1(13).12.1873, Москва, — 9.10.1924, там же), русский советский писатель. Родился в зажиточной купеческой семье. Свой литературный дебют — три сборника "Русские символисты" (1894—95) Б. рассматривал как "сознательный подбор" образцов западной поэзии (стихи в духе П. Верлена, С. Малларме и др.). В последних книгах "Chefs d"Oeuvre" ("Шедевры", 1895) и "Me eum esse" ("Это — я", 1897) уже намечаются мотивы зрелой поэзии Б. — урбанизм, интерес к науке и истории. Книга "Tertia Vigilia" ("Третья стража", 1900) знаменует начало творческой зрелости Б. В ней, как и в последней книге "Urbi et Orbi" ("Городу и миру", 1903), отчетливо видны характерные черты поэзии Б. — скульптурная выпуклость и завершенность образов, четкость композиции, волевая интонация, ораторский пафос. Поэт предвидит неизбежность революции, угадывает ее движущую силу — пролетариат (поэма "Замкнутые", 1900—01, стихотворения "Ночь", 1902, "Каменщик", 1901). С начала 20 в. Б. становится лидером символизма, ведет большую организаторскую работу, руководит издательством "Скорпион", редактирует журнал "Весы". Но философско-общественные позиции Б., его рационалистическая поэтика противоречили неоплатонической теории и художественной практике русского символизма.
Книга стихов "StejanoV" ("Венок", 1906) — вершина дооктябрьской поэзии Б. Высокий взлет романтической лирики, великолепные историко-мифологические циклы сочетаются в ней с образцами революционной поэзии (цикл "Современность"). Б. клеймит либералов, ликующих по поводу Манифеста 17 октября ("Довольным", 18 октября 1905), славит революцию ("Знакомая песнь", август 1905, "Кинжал", 1904), верит в торжество идеалов свободы, равенства и братства ("К счастливым", 1904—05). Но задачей революции он считал лишь беспощадное уничтожение старого ("Грядущие гунны", 1905, "Лик Медузы", октябрь 1905) и с этих максималистских позиций критикует большевиков (в стихотворении "Близким", 30 июля 1905). В. И. Ленин, процитировав строку из этого стихотворения: "Ломать я буду с вами, строить — нет!", назвал Б. "поэтом-анархистом" (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 14, с. 288, прим.). Б. полемизировал также со статьей В. И. Ленина "Партийная организация и партийная литература" (1905), утверждая, что субъективно честный художник может быть независимым от буржуазного общества.
В годы реакции Б. продолжает верить в конечное торжество революции, прославляет творческий разум и отвагу человека. Но в книгах стихов "Все напевы" (1909), "Зеркало теней" (1912), а также "Семь цветов радуги" (1916) наряду с жизнеутверждающими мотивами все чаще звучат ноты усталости, встречаются перепевы прежнего, самоцельные формальные поиски. В этот же период опубликованы исторические романы "Огненный ангел" (1908) и "Алтарь победы" (1913), сборники рассказов и драматических сцен "Земная ось" (1907), "Ночи и дни" (1913), сборник статей "Далекие и близкие" (1912). Во время 1-й мировой войны Б. сотрудничает с М. Горьким. Изучает историю и литературу Армении, переводит стихи армянских поэтов (впоследствии Б. было присвоено звание народного поэта Армении).
Октябрьскую революцию поэт принял безоговорочно. В 1920 он вступил в ряды Коммунистической партии. Работал в Наркомпросе, в Госиздате, заведовал Книжной палатой, вел ряд курсов в Московском университете и в организованном им в 1921 Высшем литературно-художественном институте (впоследствии ВЛХИ им. В. Я. Ба). Опубликовал книги стихов "Последние мечты" (1920), "В такие дни" (1921), "Миг" (1922), "Дали" (1922), "Меа!" ("Спеши!", 1924). Вошедшие в них стихи о революции, стихи на смерть В. И. Ленина позволяют видеть в Б. одного из первых советских поэтов. В двух последних книгах есть интересные образцы научной поэзии. Но в целом послеоктябрьская поэзия Б. представляет собой упорные и далеко не во всем удачные поиски новых форм для выражения нового содержания.
Поэт и прозаик, драматург и переводчик, критик и теоретик стиха, историк и литературовед, Б. сыграл важную роль в развитии русской поэзии. Вместе с А. Блоком он подготовил почву для поэтической деятельности многих советских поэтов.
Соч.: Полн. собр. соч. и переводов, т. 1—4, 12, 13, 15, 21, СПб, 1913—14; Избр. пронзв., т. 1—3, M., 1926; Дневники 1891—1910, М., 1927: Избр. стихи. (Вступ. ст. и примеч. И. Поступальского), М., 1933; Неизданная проза. Юпитер поверженный и фрагменты других исторических рассказов, М. — Л., 1934: Избр. соч. (Вступ. ст. А. Мясникова), т. 1—2, М., 1955.
Лит.: Горький М., Письма В. Я. Бу, Собр. соч., т. 28, 29, М., 1954—55; Луначарский А. В., Б и революция, в его кн.: Русская литература, М., 1947; Максимов Д. Е., Поэзия Валерия Ба, Л., 1940; Валерию Бу. Сб., посвященный 50-летию со дня рождения поэта, М., 1924; Михайловский Б. В., В. Я. Б, в кн.: История русской советской литературы, т. 1, 2 изд., М., 1967; Максимов Д., Б. "Поэзия и позиция", Л., 1969; История русской литературы конца XIX — начала XX века. Библиографич. указатель, под ред. К. Л. Муратовой, М. — Л., 1963.
А. Г. Громова.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 15:18:23
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|