|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Брунеллески Филиппо | Брунеллески (далее Б) Брунеллеско (Brunelleschi, Brunellesco) Филиппо (1377, Флоренция, - 15.4.1446, там же), итальянский архитектор, скульптор и ученый. Сын нотариуса. Учился и работал во Флоренции, около 1402-09 изучал в Риме античную архитектуру. В 1401, участвуя в конкурсе скульпторов (выигранном Л. Гиберти), Б. выполнил бронзовый рельеф "Принесение в жертву Исаака" (Национальный музей, Флоренция) для дверей флорентийского баптистерия. Этот рельеф, выделявшийся реалистическим новаторством, оригинальностью и свободой композиции, явился одним из первых шедевров ренессансной скульптуры. Около 1409 Б. создал деревянное "распятие" в церкви Санта-Мария Новелла. В дальнейшем Б. работал как архитектор, инженер и математик, став одним из основоположников архитектуры Возрождения и создателей научной теории перспективы. Грандиозный по тому времени (диаметром 42 м) 8-гранный купол, возведенный Б. в 1420-36 над хором флорентийского собора, - первый крупный памятник ренессансного зодчества и достижение инженерной мысли. Купол был построен без опирающихся на землю лесов; он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. Возвышаясь над городом, купол, с его устремленностью и гибким упругим контуром, определил характерный силуэт Флоренции. В здании воспитательного дома (Оспедале дельи Инноченти; 1421-44) Б. вынес арочную галерею на фасад, связав здание с площадью, придав его облику монументальность и вместе с тем легкость и приветливость. В Старой сакристии (ризнице; окончена в 1428) церкви Сан-Лоренцо Б. впервые создал характерную для Ренессанса ясную и гармоничную центрическую купольную композицию, структура которой образно выражена заимствованной из античности ордерной системой. Квадратное в плане пространство перекрыто легким зонтичным куполом, лежащим на парусах. В капелле Пацци (во дворе церкви Санта-Кроче; начата в 1429), с ее элегантным коринфским портиком и двумя куполами (в портике и самой капелле), особенно наглядно выражены пространственная свобода, цельность и ясная закономерность композиции; выделенные цветом пилястры, антаблемент и арки четко выражают гармоничное соотношение опоры и нагрузки. Б. удачно использовал ордер и в базиликальных церквах Сан-Лоренцо (1422-46) и Санто-Спирито (начата в 1444), разделив нефы несущими аркаду колоннами и расчленив пилястрами стены. Стройность колонн и пилястр усиливается помещенными над капителями отрезками антаблемента. Недостроенными остались дворец партии гвельфов (1420-42) и центрическая (8-гранная изнутри, 16-гранная снаружи) церковь Санта-Мария дельи Анджели (начата около 1434). Б. приписывается также создание мощного, выложенного из грубо отесанных блоков дворца Питти (начат в 1440) и более камерного дворца Пацци-Куаратези (до 1445). Б. много работал и как строитель укреплений (главным образом в Пизе). Гуманизм и поэтичность творчества Б., соразмерность человеку его построек, жизнеутверждающая сила его образов, сочетание монументальности и изящества, творческой свободы и научной обоснованности замыслов мастера определили большое влияние Б. на последующее развитие архитектуры Возрождения.
Лит.: Филиппо Б, М., 1935; Геймюллер Г., Филиппо ди Сер Брунеллеско, пер. с нем., М., 1936; Brunelleschi, а cura di G. С. Argan, (Mil.), 1955; Sanpaolesi ., Brunelleschi, Mil., 1963.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 15:54:46
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|