|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Братства (национально-религиозные обществ. организации) | Братства (далее Б) украинские и белорусские национально-религиозные общественные организации 15—18 вв. Создавались при православных церквах на территории Украины, Белоруссии, части Литвы для борьбы против национального угнетения и насильственного окатоличивания русских, украинцев и белоруссов православного вероисповедания. Возникли Б (национально-религиозные обществ. организации) еще в 15 в. (старейшие во Львове и в Вильно), в Каменец-Подольске и Рогатине — в 1589, в Могилеве — в 1590, в Бресте — в 1591, в Перемышле — в 1592, и др. Б (национально-религиозные обществ. организации) были основаны на демократических принципах. Их членом мог быть каждый, кто вносил взнос на общие расходы. Основную массу "братчиков" составляли горожане, однако, кроме них, в Б (национально-религиозные обществ. организации) входили представители духовенства, шляхты и крестьян. В 1620 в Киево-Богоявленское Б (национально-религиозные обществ. организации) вписалось все запорожское войско во главе с гетманом Сагайдачным. Их организационные формы напоминали средневековые городские цехи. Б (национально-религиозные обществ. организации) имели свои уставы. Боролись за право ставропигии, т. е. за независимость от местного духовного начальства и подчинение непосредственно патриарху. Б (национально-религиозные обществ. организации) выступали против иезуитской пропаганды и насаждения католичества и униатства на Украине и в Белоруссии, боролись за национально-культурную независимость украинского и белорусского народов, поддерживали связи с Россией, Молдавией, южными славянами; вели большую культурно-просветительную деятельность, открывали братские школы, типографии. Вокруг школ собирались культурные силы. На базе школы Киевского Б (национально-религиозные обществ. организации) в 1632 была создана Киево-Могилянская коллегия (позднее академия). Из братских школ вышел ряд писателей, ученых, политических деятелей, деятелей просвещения, книгопечатания, искусств, которые содействовали укреплению связей украинского и белорусского народов с русским народом (например, Иов Борецкий, Лаврентий Зизаний, Памва Берында, Захарий Копыстенский, Епифаний Славинецкий и др.).
Во 2-й половине 17—18 вв., в связи с дальнейшим укреплением феодальных отношений, роль Б (национально-религиозные обществ. организации) в общественно-политической жизни ослабевает. В Галиции на Правобережье Днепра они попадают под влияние духовенства, на Левобережье выполняют преимущественно религиозно-бытовые функции. Б (национально-религиозные обществ. организации), существовавшие при некоторых сельских и городских церквах в 19 в., уже не занимались общественно-политической и культурной деятельностью, хотя и сохраняли некоторые обряды и обычаи, присущие прежним Б (национально-религиозные обществ. организации) В конце 19 — начале 20 вв. некоторые деятели православной церкви создавали клерикальные организации, не имевшие ничего общего, кроме названия, с прежними Б (национально-религиозные обществ. организации), хотя и ссылавшиеся на их традиции.
Лит.: Гуслистий К., Нариси з icторiї України, в. 3 — Визвольна боротьба українського народу проти шляхетської Полыщi в другiй половинi XVI i в першiй половинi XVII ст., К., 1941; Icaeвич Я. Д,, Б та їx роль в розвитку ypaїнскої культури XVI—XVIII ст., К., 1966: Ефименко А., Южно-русские братства, в ее кн.: Южная Русь, т. 1, СПБ (национально-религиозные обществ. организации) 1905.
Г. Гуслистый.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 05.11.2024 06:57:26
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|